дмитрий карпов
7 сложных и беспощадных вопросов самому себе

Дизайнеру приходится задавать себе прямые вопросы по проекту. Часто интересоваться у себя субъективной оценкой собственной работы, искать себе оправдания или постоянно себя критиковать, но полезными могут быть семь вопросов самому себе.

Глядя на дизайн, по каждому пункту и пикселю ответь на простой вопрос — «почему так?»

— Почему выравнивание текста всегда по левому краю?
— Почему все аватарки круглые?
— Почему мы решили разговаривать с посетителем на «ты»?
— Почему иллюстрации напоминают детские, книжные?
— Почему именно эта пара шрифтов вместе в макете?

Не слишком ли ты продажен? Есть ли берега, границы, убеждения, ценности?

Дизайн зачастую называют сервисным бизнесом и это воздвигает категории ценностей обслуживания интересов клиента выше всего остального. Насколько интересы клиента могут входить в конфликт с вашими убеждениями и взглядами на жизнь? Ты готов оформлять политическую агитацию радикальных, националистических, гомофобных организаций с соблазнительным бюджетом? Готов разработать макет рекламы очередной финансовой пирамиды? Не видишь противоречий между заказом на разработку дизайна — копии лекарственного средства, с менее эффективным характером действия, вероятным прямым обманом потребителя?

Пробовал смотреть на дизайн как заказчик, клиент, инвестор?

Дизайн — это процесс проектного мышления, выраженный в форме внешней и внутренней согласованности. Клиент же видит в дизайне работающий инструмент, надежный и предсказуемый. Внешне неказистый сайт может быть хорошим инструментом продаж, поскольку его «любительский дизайн» может тоже быть особым языком, говорить об экономии средств, уюте домашнего проектирования сайта индивидуальным предпринимателем и как выглядит логичным — дефиците лишних средств на оформление и брендинг, который компенсировался бы повышением цены на услугу. Именно так иногда потребитель видит грамотный дизайн, и клиент это знает, понимает, как важно выделить кнопки заказа, увеличить размер телефонов, контрастней показать разницу цен по акции.

Ты действительно уверен, что дизайн должен решать задачу?

Не думал, что современный промышленный дизайн и интерактивные сервисы и приложения зачастую создают новый тип потребности, воспитывают новую аудиторию пользователей, сами создают своим появлением задачи пользователей. YouTube или Facebook создал потребность миллионов людей сопоставлять успешность контента с числом «лайков», просто введя в дизайн сервиса кнопку, которая изначально называлась как «awesome button» (удивительная кнопка), символ выражения эмоции, создание новой потребности — оставить свое эмоциональное отношение, след, метку.

Ты застрял на уровне своих прошлых заслуг, опыта и знаний. Тебя это устраивает?

На определенном этапе может показаться, что использование одинаковых приемов, композиций, комбинаций шрифтов и приемов — это признак мастерства и наработки опыта. Но честно, если взглянуть, это смотрится застарелой ленью искать подходящий метод под каждую новую задачу. Со временем сам набор приемов перестает совпадать с визуальным ритмом времени, его свежестью и иногда пугающей смелостью. А бояться нового не стоит. Новое стоит заставлять работать на себя, на проект, на нового зрителя, потребителя, пользователя.

Тратишь тупо время, разглядывая часами чужие работы?

Конечно можно себя оправдывать, что ты должен хорошо быть осведомленным о трендах, новых дизайн-проектах и приемах. Ты должен быть «насмотренным на дизайн». Но правда в том, что ты не представляешь, как весь этот дизайн возник, как он устроен, как работает. Для этого надо приучить себя анализировать дизайн и критично воспринимать любой пример. Почему этот дизайн я вижу в подборках классного дизайна, но никогда не видел его в продаже, на полке, в руках у людей или на мониторах у знакомых, или в рекламе этой услуги?

Почему ты такой талантливый и не нужен никому?

Не стоят в очереди заказчики. Работодатели не присылают соблазнительных предложений. Тебя не приглашают на конференции с докладом о новом дизайне. Коллеги не засматриваются в твой монитор, не замирают перед раскрытым тобой макетом, ловя каждое действие как движение мастера восточных единоборств.

Ты просто дизайнер. Ты делаешь то, что попросили. Ты не стремишься удивить и удивиться. Ты не пытаешься размышлять над тем, что делаешь и как работаешь, и это отношение к своему делу пронизывает все проекты и работы. Нейтральность. Неопределенность. Ненужность. Как только ты станешь думать о своей работе, как о нужной, сложной, многоуровневой — возникнет импульс все пересмотреть. Выбросить из портфолио старье. Стараться разнообразней решать задачи дизайна. Подумай, что сначала ты выбираешь для проекта музыкальный плейлист, для каждого проекта свой, затем ты выбираешь для проекта меню, продуктовое меню, кухню, каждому проекту свою кухню. Да, это необычно. Это уже ставит тебя в новые условия чувственного восприятия своей работы, дела, идей, процессов и моделей мышления. Тебе становится интересно, что будет в результате, просто дополнив свой мир новыми впечатлениями. Но это дела личные, самонастройка, вдохновение по щелчку пальцами.

Важнее работа с репутацией. Всегда стоит писать о своих мыслях, идеях, рабочих процессах в публичном пространстве, ведите блог, делитесь опытом, даже сомнениями. Когда начинаешь формулировать письменно мысль, сразу возникает потребность делать это понятнее, точнее и уверенней. Это начинает дисциплинировать мышление, помогает дизайну становиться осмысленным и зрелым. Зрелость стремится объяснять вещи, а молодость вещи стремится оспаривать.

Пишите критично и при этом объясняя свои соображения. Когда вам есть, что рассказать о своем проекте, сразу возникает расширение личного горизонта репутации и компетенций. Вас лучше узнают и начинают с интересом понимать, ценить, уважать. Талант в одной области не гарантирует развития других умений, но стремиться подчеркнуть свои способности умелым анализом своей работы и публичным формулированием собственных размышлений. Так бывает, как только начинаешь себя заставлять буквально выразить мысль, она сначала сопротивляется, а потом привыкает появляться в нужное время, а затем дарит удовольствие в работе — работе мыслить. Это и есть дизайн, который всем нужен и интересен.

Поделиться
facebook
vk
twitter

Раз в неделю мы присылаем письмо с подборкой новых выпусков Точки Зрения