Сооснователь «Кухни на районе» и Hardkea. Придумывал продукты и руководил дизайн-командами в «Рокетбанке», Wakie, Pure, Osome, «Точке». Делал проекты для «ВТБ», «Сбербанка», «Магнита», Skyeng и Qiwi.

О UX-дизайне, за которым будущее, везении находить своих людей, страхе забвения и удивительных совпадениях.

01:22 В конце 80-х мои родители из разных мест Украины поехали зарабатывать деньги в маленький поселок на реке Колыма, где строилась ГЭС. Это называлось «на север за длинным рублем». Там было 30 пятиэтажек на сваях, потому что там вечная мерзлота. В свои четыре года я обожал с папой заходить в шахту турбин! Это было счастливое детство, пока однажды мама не разбудила меня. На кухне по телевизору показывали, как по Москве ехали танки. Советские градостроительные предприятия оказались никому не нужны. С этого момента началось мое кочевание по разным городам.

03:45 Я пришел в какой-то магазин с компьютерами и говорю: «Можно я буду их чинить?» Я чинил их интуитивно — отвинчивал крышку и примерно понимал, что где. Так началась моя интуитивная работа, без знания какой-либо теоретической и практической базы, которая продолжается до сих пор.

05:20 Переехав в Москву, я продолжил делать сайты для баров своего города. Однажды отправляю макеты заказчику, просто вбив его имя в Skype. Мне отвечают: «Ты, наверное, ошибся, но макеты клевые. Приходи к нам!» Оказалось, однофамилец. Я спрашиваю: «А куда?» А он присылает адрес — на первом этаже дома, в котором я живу. Так я случайно попал на технического директора студии VRON, где меня научили информационному дизайну. Там было 20 программистов, которые кодили сайты, и один дизайнер, который все рисовал, — я. Это была самая продуктивная учеба в моей жизни.

08:00 Где грань в UX-дизайне между меркантильностью, жадностью и сохранением самоуважения? Есть хороший пример. Pure — классный продукт. Мне нравится эстетика. Но в какой-то момент я понял, если приложение откроет человек из маленького городка, где мы заведомо знаем, что вокруг нет людей, — мы все равно сначала возьмем с него деньги за подписку, а потом скажем ему, что там никого нет. Это мне не нравится. Мне нравится, когда человек думает: «Это офигенно работает, я хочу больше. Где тут кнопка “заплатить”?». Значит, ты попал ему в сердечко.

09:00 Я раньше думал, что нужно работать в крупных компаниях — и это классно. Когда я поработал в них, понял, что нужно работать в крутых продуктах. Но после Pure, понял, что нужно работать с классными людьми.

31:55 Крутые вещи появляются из твоих собственных потребностей — а не потому, что ты запустил лендос, там все потыкали и твоя гипотеза подтвердилась. Классные продукты появляются, когда тебя запаривает ходить из офиса на обеды по два часа и когда у тебя на рынке нет нормальных столов, чтобы сесть впятером и ножки не мешали. Так появляется Hardkea и «Кухня на районе». Не потому что мы подумали, что людям это понравится — а потому что первую «Кухню» мы поставили для себя рядом с «Рокетбанком», чтобы мы могли нажать на кнопку — и нам приносили еду.

34:15 В «Рокетбанке» мы в какой-то момент пришли к «импульсивному хантингу» — это когда ты видишь какой-то крутой ролик в интернете, докапываешься, кто его сделал, приглашаешь этого человека в «Рокет» просто на вечерок. А дальше все происходит само собой. Он видит, что у тебя в офисе кальян, гидропонные установки с растениями, люди носятся на сегвеях, а на экране телевизора в отделе маркетинга стрелка выдачи карт зашкаливает за 30 тысяч в день. И тогда ты спрашиваешь «Ну, что, где ты работаешь? А хочешь делать круто?» Мы брали классных ребят, не говорили им, как делать, а давали возможность делать по-своему.

43:20 Большая ошибка — собирать дрим-тим. Во-первых, это дорого. Во-вторых, чувство важности в комнате завышено. Ты должен убедить чуваков, которые обычно с чужим мнением не соглашаются. В итоге они соглашаются, потому что ты им платишь, но ты теряешь друзей.

48:26 Я хожу на группы поддержки, связанные с зависимостью. Я раньше очень любил говорить о своих проблемах. В группе я впервые получил возможность о своих проблемах слушать — и это очень помогает. Выходишь оттуда и понимаешь: я счастливый чувак, у меня в жизни вообще-то все хорошо.

50:49 Я очень много энергии тратил на то, чтобы всем нравиться. Бесконечное количество сил расходовал на тех, кому я не нравился. Я очень старался, чтобы все меня любили. Но в какой-то момент я понял, что не прощу себя, если когда-то в будущем мне придет классная идея — но мое здоровье, моральное и физическое, не позволит мне ее реализовать. Это стало началом новой жизни, в которой работа не главное, отношения зависят не только от тебя, проект может не получиться. Признать, что ты не самый хороший в мире человек, не пытаться быть тем, кем ты хотел бы казаться, не стараться во всем быть классным — это стало первым решением, за которое я сам себя смог полюбить.

54:50 У меня был период, когда обо мне много писали. Я очень много делал одновременно — ВТБ, «Магнит», Skyeng, «Револют». Лондон — Москва каждые выходные. Каждый понедельник мы с Солониным разбирали весь его портфель. Я был на пике. Была куча денег. Но недавно я подумал, а что будет, если ты забьешь свое имя в Google — а тебя там нет. Я испугался забвения.

01:11:20 Я верю, что ты просто так не встречаешься с людьми. И у меня, видимо, бесконечная квота на везение встречать своих людей.

01:04:18 Я рад, что мы немного запоздало, но все же пришли от этапа красивых кнопок к этапу, когда «пофиг как». Я сам раньше задрачивал каждый пиксель, чтобы у кнопки была правильная тень — и я рад, что теперь это вообще не важно, а еще лучше, если она такая же, как у всех. Наконец-то мы перестали меряться лучшими картинками. Лучший дизайн на сегодняшний день — это когда к тебе приходит друг домой и спрашивает, какой у тебя пароль от вайфая. А тебе айфон тут же подсовывает плашку «Поделиться паролем». Чтобы самокат был ближайший, цена лучшая, услуга, которую ты хочешь, текст не писать, а надиктовывать — и чтобы все можно было вообще без отдельного приложения — вот в чем кайф. Будущее не в количестве красивых макетов, а в отсутствии приложения на твоем телефоне. Нужно не рисовать кнопки — а пытаться их убрать.

Поделиться