Ярослав Рассадин — промышленный дизайнер.

О требовательности к смыслу и словам, этике промышленного дизайна и философии как фитнесе для ума.

0:58 • Я родился в Ульяновске, до школы жил в поселке Дачном. Дедушка будил меня утром, и мы шли в мастерскую, где он учил меня ровнять гвозди или вытачивать ручку для топора. Так что я занимался ручным трудом с самого детства.

1:15 • Я думал, что стану машинистом или плотником — и все к этому шло. Но потом решил поучиться и окончил Технический университет, факультет автомобилестроения. В итоге я смог понимать вещи с точки зрения технологии — но мне стала интересна еще и их смысловая, культурная нагруженность. Оказалось, что это называется промышленный дизайн.

3:01 • Раньше я жил с претензией — мол, я знаю, как правильно. Это нормальная позиция молодого человека, начинающего дизайнера, который рвется в бой. Со временем понимаешь, что на все есть причины и все друг другом обуславливается. Даже за некрасивыми вещами стоит объективный культурный, экономический или бизнес-процесс — поэтому злиться не продуктивно. И не всегда вещи, которые кажутся ужасными, остаются такими надолго. Я бы никогда не подумал, что смогу посмотреть на лужковскую архитектуру с иронией. Но через 50 лет кто-то пройдет мимо «Наутилуса» на Лубянке, улыбнется и подумает: «Какие смешные сумасшедшие люди жили в 1990-е». И при всем ужасе этого здания с точки зрения материалов и геометрии — пусть оно стоит, оно смешное.

4:37 • Мне нравятся слова Антония Сурожского в «Богословии красоты» про то, что настоящая красота наполнена смыслом — не формальным смыслом концепций, а смыслом самой жизни. Для меня это означает уместность. На предметный дизайн можно смотреть с разных сторон, в том числе с точки зрения этики.

5:30 • В самих вещах нет никакой ценности. Вещи ценны, только когда они дают человеку быть собой. Я хочу, чтобы вещи были тихим, уважительным и часто незаметным бэкграундом. Важны отношения, а не вещи.

17:42 • Мы не управляем своим мышлением — оно нам дается. Чтобы родилась идея, нужно прийти в правильное состояние с правильным целеполаганием — и не мешать идее случиться. Рождение идеи мне представляется так: над твоей головой висит черный ящик. Ты отправляешь туда запрос и потом ждешь оттуда идеи. Человек — это такой дом, а из трубы идет дым. Дым — это мысли. Поэтому нужно в доме прибраться, тогда будет хороший выхлоп.

22:53 • Главная фундаментальная проблема человечества — неспособность людей договариваться друг с другом. То, чем мы занимаемся, должно быть ради этого — дать возможность людям быть друг с другом.

24:16 • Счастлив ли я в своей профессии? То счастлив, то несчастлив. Это как семья — ты ее уже выбрал, она у тебя уже случилась, а дальше можешь иногда хлопнуть дверью, но потом все равно вернешься, куда денешься.

25:40 • Когда Наото Фукасаву попросили спроектировать подставку под зонтики, он понял, что достаточно в полу рядом с порогом щель сделать — не нужно никакого предмета. В этом решении есть скромность и уважение к дому и человеку. Чтобы решить какую-то проблему, иногда не обязательно что-то делать. Порой нужно не делать — и в этом красота и поэтика.

28:05 • Работа промышленного дизайнера — это такой большой эквалайзер, в котором очень много настроек. Нужно думать одновременно про человека, про технологии, инжиниринг, экономику, логистику, бренд и так далее. Нужно учиться системному пониманию и как звукорежиссеру все эти вещи подкручивать и сонастраивать.

30:54 • Я сапожник без сапог. Меня вещи не интересуют, и у меня их не так много. Моему телефону пятый год, и я даже не знаю, какие существуют новые модели.

39:16 • Есть одно мое популярное изделие — термос. Он очень хорошо продается, но я знаю, что в нем нужно кое-что поправить с точки зрения пропорций — буквально в одном месте сдвинуть на два миллиметра. Когда в магазине я вижу всю линейку продуктов и этот термос, у меня начинает просто в ушах звенеть, такая это боль.

Поделиться