Александр Ковальский

Предвидеть будущее

Александр Ковальский — дизайн-директор и партнер CreativePeople.

О гипердинамике на рынке, предвидении будущих трендов, диктате технологии и неизбежности дизайн-систем.

4:49 В дизайне очень мало людей, которые получили профильное образование. У меня даже был знакомый, который сначала пять лет проработал пожарным дознавателем. Дизайн — харизматичная штука. И хотя сейчас это систематизированная бизнес-индустрия, где есть свои правила эффективности, это еще и очень эмоциональное занятие. Ты сделал что-то здесь и сейчас — и у тебя сразу есть результат труда и обратная связь.

8:33 Когда мы начинали работать, было всего два варианта — либо создавать свою компанию, либо рисовать в стол. Это сейчас для компании нормально обратиться к фрилансеру, чтобы он сделал на аутсорсе классный продукт. Но раньше клиент непременно должен был приехать к тебе в офис с компьютерами и сотрудниками. Если бы я сейчас начинал, я бы, наверное, и не подступился к созданию своей компании — а тогда это было самое логичное решение.

12:50 Агентство Creative people началось с авантюры. Один наш знакомый сказал: «У меня есть классный клиент — крупная американская компания, которая сейчас уходит от нас и будет искать себе локальную дизайн-студию». Я понял, что это шанс, и мы недели за полторы сделали компанию — сняли офис, посадили каких-то людей и были готовы принять американцев: «Ну и что, что мы выглядим как дети. У нас серьезная компания!» Естественно, из этого ничего не вышло — а у меня на руках оказались офис и сотрудники. И дальше мы пять лет учились на своих ошибках, как быть дизайнерами, работать с клиентами и понимать рынок.

15:30 В 2000-е рынок дизайна и сообщество в России были супертоксичными. Ты выкладывал любую работу на форум, и ее немедленно разносили в клочья. Те, кто прошел через это чистилище, становились классными дизайнерами — хотя бы потому, что они это вытерпели. Из-за этого мы очень долго боялись что-то выкладывать — даже когда у нас уже начал получаться классный дизайн. В какой-то момент мы все-таки решились и опубликовали все, что у нас было. И это бомбануло, Creative people очень здорово рванули. За год о нас узнали все, и мы попали в кучу иностранных подборок. Недовольство своим результатом нас долго держало в плачевном состоянии. Нужно не бояться показывать свои работы. К сожалению, это распространенная проблема: дизайнер без портфолио — классический кейс.

18:40 Раньше казалось, что в дизайне можно выйти на какое-то плато — на позицию, когда ты уже классный признанный дизайнер и тебя зовут в школы рассказывать детишкам про индустрию. Оказалось, это абсолютная неправда. Все, что касается диджитала, — это история про гипердинамику. Изменения происходят настолько быстро, что у тебя есть только два варианта — либо двигаться вперед, либо откатываться назад.

19:20 К нам приходит очень много резюме, мы часто собеседуем дизайнеров и видим тенденцию: дизайнер в продуктовой команде может оказаться в такой изоляции, что год-два-три вокруг него вообще нет других дизайнеров. В итоге он может быть эффективным в той команде, но с точки зрения рынка он вообще не вырос. И вот он выходит на рынок, у него есть в портфолио, готовые дизайн-системы, продуктовый процесс, а ему говорят: «Дружище, мы уже давно работаем по-другому». И никто не хочет учить мидлов — все хотят брать джуниоров, которые будут воспринимать все с восторгом. А опытные люди оказываются в очень неудобной ситуации.

20:55 Я должен предвидеть, что будет с дизайном через два года. Что устаревает медленнее, а что быстрее. Как сделать так, чтобы дизайнеры сейчас учили и прокачивали то, что будет актуальным через год. Дизайн-концепции устаревают медленно — идея может пережить и десятилетие. А тренды меняются быстро. Они идут от технологий. Все, что сегодня в трендах, — это то, что способен выдать наш инструмент. Сейчас доступным в разработке стал 3D. Вышло несколько крутых программ, которые рендерят буквально на лету. В диджитале работают массовые вещи и доступные технологии. Новые функции меняют ландшафт.

27:47 В дизайне мне помогает мое юридическое образование, потому что на юрфаке нас учили делать конструкции, искать причинно-следственные связи, обращать внимание на мелочи, работать в условиях, когда не хватает данных. Для многих образ дизайнера — классный хипстер с бородой, который сидит за «маком». Но для меня образ профессии — это такая стена для расследования, как в сериале «Настоящий детектив», с огромным количеством линий, связей, которые где-то сходятся и пересекаются. Дизайн для меня про поиск, умение распутать клубок, взломать систему и придумать что-то новое.

38:15 Дизайн-системы — это не хайп, а вынужденная необходимость. Все, что сейчас происходит, направлено на то, чтобы минимизировать человеческое влияние на творческий процесс. Представь, у тебя в компании работает 200 дизайнеров. Нужно сделать так, чтобы в любой момент ты мог одного убрать и на его место поставить другого. Это важнейшая потребность бизнеса с точки зрения гарантированного результата. И нет ничего хуже, чем взять в компанию звезду, который один на себе все тащит. В бизнес пришли спринты, дизайн-системы, инструменты, которые позволяют работать нескольким людям одновременно — вся эта унификация нужна, чтобы достигать максимально качественного результата в командной работе, где много людей, которые должны быть взаимозаменяемыми.

41:10 Дизайн-системы позволили за очень короткое время создать на рынке ситуацию, когда дизайн стал в среднем нормальный, даже хороший. Раньше индивидуальный фактор и личное влияние приводили к тому, что какое-то время компания может делать классный дизайн, а потом дизайнер уходит — и уже все выглядит отвратительно. Благодаря дизайн-системам сервисы смогли подняться на новый уровень. Пользователь начал привыкать к хорошему результату как к норме. Это самое главное, потому что теперь делать плохо, типа «и так съедят», уже не получится.

46:30 Есть дизайнеры двух типов: creative и support. Все по-разному чувствуют себя в условиях неопределенности. Одни спринтеры, другие марафонцы. Одни любят работать в системе, логично, постепенно. Другие терпеть этого не могут, впадают в депрессию через полгода — зато прекрасно себя проявляют, когда сталкиваются с неизвестным. И каждый должен сам для себя решить — он паровозик и идет по рельсам или шаровая молния, которая фигачит то в одну точку, то в другую.

50:05 Все прошлое лето во время самоизоляции я работал в машине в поле под вышкой, которая раздавала 4G. Я, как в армии, сменял патроны: один блок питания, второй, первый девайс сел, берешь второй, третий. Если созвон — стоишь по пояс в траве там, где лучший прием. Коллеги шутили, что я ловил интернет то от березы, то от дуба. Но я был очень эффективен, потому что меня ничего не отвлекало, кроме мух.

Раньше для многих людей было критически важно, где и как они сидят: вот рабочий стол, на нем стоят любимые стаканчики, ты одет в рабочую одежду — только так можно сосредоточиться. Для меня это бред. Ты не можешь быть специалистом только в определенных условиях и до восьми часов вечера. Это самообман, что для этого нужно что-то специальное.

Поделиться
facebook
vk
twitter

Онлайн-школа дизайна и иллюстрации Bang Bang Education

Раз в неделю мы присылаем письмо с подборкой новых выпусков Точки зрения