Дарья Курятникова закончила первый поток «Практик кураторства». Во время учебы она работала над созданием выставочного зала для современного дизайна. Сейчас «Координата» открыта, и мы решили поговорить с Дарьей — о пространстве, искусстве, дизайне и пути в BBE.

Какой у тебя бэкграунд?

Мой бэкграунд — это графдизайн. Я училась ему, но постепенно поняла, что люблю современное искусство, поэтому начала искать, где можно этому искусству обучиться. В начале хотела пойти на другую программу BBE — «Современное искусство». Но замешкалась, программа началась, и я стала изучать искусство самостоятельно. Постепенно поняла, что мне близок взгляд не художника, а куратора.

Параллельно с этим у меня запустился проект по созданию пространства современного дизайна от университета — «Координаты». И тут же появилась программа «Практики кураторства». Она заинтересовала меня: шесть кураторов с разными мнениями и подходами смогут рассказать что-то от себя, и это в целом поможет понять, как устроена профессия. Появилась возможность понять, какие практики нравятся именно тебе.

Если изобразить картинку, где есть кураторский айсберг с верхушкой над водой и частью под, то я была на этой верхушке, знала совсем чуть-чуть. Мне нужно было посмотреть на профессию с разных сторон. Было классно понять, какой подход мне ближе, а какой не совсем, и почему.

Чему посвящен твой финальный проект?

Мой проект отличался от других — в первую очередь потому, что мне нужно было открыть реальное пространство, где будут проходить выставки. Глобально он посвящен теме современного дизайна. Я рада этому, потому что у меня нет искусствоведческого образования, и создавать пространство для искусства было бы сложно. Но в итоге я смогла совместить свой бэкграунд в дизайне с кураторскими навыками.

Что с твоим проектом сейчас?

Пространство должно было открыться в мае, но ни одно открытие не происходит без переносов, поэтому оно открылось в начале сентября. Помню, что кураторы на программе говорили мне: первостепенное — это выставка, ведь кураторская работа заключается именно в работе с ней. Но пространство играет такую большую роль в этих выставках, поэтому передо мной стояла задача сделать его гибридным и многофункциональным. В этом вопросе мне пригодились лекции программы от приглашенных экспертов — там была архитекторка Александра Гинева, которая рассказывала, как строить экспозиции и делать ремонт. А Ян Посадский и Миша Гудвин говорили о том, как должно выглядеть выставочное пространство.

Что было самым трудным для тебя?

Самым трудным во время учебы и работы над финальным проектом были сроки, потому что проект не был подвластен только моим желаниям. Много правок было как от университета, так и от всех причастных к этому проекту людей. Мне приходилось вносить изменения, и это сильно тормозило процесс работы. Даже после финальной защиты на программе в проекте было много изменений, но я старалась советоваться с преподавателями и дальше.

А самым классным?

Мне очень понравились домашние задания Оксаны Будулак, где нужно было ходить по городу и фотографировать разные элементы и артефакты, которые ты найдешь. Живое участие в онлайн-программе было самым ярким. Второй момент — Ян и Миша позвали всех приехать на открытие выставки в галерею «Дай пять» в Воронеже. И мы с Катей, другой выпускницей программы, подумали пару часов и рванули в другой город на несколько дней. Это было нереально полезно.

Как прошла защита?

Защита прошла лучше, чем я ожидала. Было страшно услышать негативные комментарии. Но они были чудесные: не оценочные в духе «это плохо, а это хорошо» и не для галочки. Мне давали комментарии минут сорок, и это классно. У меня не было ни секунды сомнения в том, что нужно двигаться дальше и развиваться.

Какие три совета ты дала бы будущим студентам?

Первый — нужно много делать. Второй — не стесняться задавать вопросы кураторам, потому что они сильно заинтересованы и будут только рады вашим вопросам. Третий — не пренебрегать чтением дополнительных источников, которыми делятся преподаватели. Часто бывает так, что они и сами на них учились. Это сильно поможет расширить кругозор.

Беседовал Ваня Демидкин

Поделиться