Дарья Курятникова
Как выпускница BBE открыла свое выставочное пространство
Дарья Курятникова закончила первый поток «Практик кураторства». Во время учебы она работала над созданием выставочного зала для современного дизайна. Сейчас «Координата» открыта, и мы решили поговорить с Дарьей — о пространстве, искусстве, дизайне и пути в BBE.
Беседовал Ваня Демидкин.
Какой у тебя бэкграунд?
Мой бэкграунд — это графдизайн. Я училась ему, но постепенно поняла, что люблю современное искусство, поэтому начала искать, где можно этому искусству обучиться. В начале хотела пойти на другую программу BBE — «Современное искусство». Но замешкалась, программа началась, и я стала изучать искусство самостоятельно. Постепенно поняла, что мне близок взгляд не художника, а куратора.
Параллельно с этим у меня запустился проект по созданию пространства современного дизайна от университета — «Координаты». И тут же появилась программа «Практики кураторства». Она заинтересовала меня: шесть кураторов с разными мнениями и подходами смогут рассказать что-то от себя, и это в целом поможет понять, как устроена профессия. Появилась возможность понять, какие практики нравятся именно тебе.
Если изобразить картинку, где есть кураторский айсберг с верхушкой над водой и частью под, то я была на этой верхушке, знала совсем чуть-чуть. Мне нужно было посмотреть на профессию с разных сторон. Было классно понять, какой подход мне ближе, а какой не совсем, и почему.
Чему посвящен твой финальный проект?
Мой проект отличался от других — в первую очередь потому, что мне нужно было открыть реальное пространство, где будут проходить выставки. Глобально он посвящен теме современного дизайна. Я рада этому, потому что у меня нет искусствоведческого образования, и создавать пространство для искусства было бы сложно. Но в итоге я смогла совместить свой бэкграунд в дизайне с кураторскими навыками.
Что с твоим проектом сейчас?
Пространство должно было открыться в мае, но ни одно открытие не происходит без переносов, поэтому оно открылось в начале сентября. Помню, что кураторы на программе говорили мне: первостепенное — это выставка, ведь кураторская работа заключается именно в работе с ней. Но пространство играет такую большую роль в этих выставках, поэтому передо мной стояла задача сделать его гибридным и многофункциональным. В этом вопросе мне пригодились лекции программы от приглашенных экспертов — там была архитекторка Александра Гинева, которая рассказывала, как строить экспозиции и делать ремонт. А Ян Посадский и Миша Гудвин говорили о том, как должно выглядеть выставочное пространство.
Что было самым трудным для тебя?
Самым трудным во время учебы и работы над финальным проектом были сроки, потому что проект не был подвластен только моим желаниям. Много правок было как от университета, так и от всех причастных к этому проекту людей. Мне приходилось вносить изменения, и это сильно тормозило процесс работы. Даже после финальной защиты на программе в проекте было много изменений, но я старалась советоваться с преподавателями и дальше.
А самым классным?
Мне очень понравились домашние задания Оксаны Будулак, где нужно было ходить по городу и фотографировать разные элементы и артефакты, которые ты найдешь. Живое участие в онлайн-программе было самым ярким. Второй момент — Ян и Миша позвали всех приехать на открытие выставки в галерею «Дай пять» в Воронеже. И мы с Катей, другой выпускницей программы, подумали пару часов и рванули в другой город на несколько дней. Это было нереально полезно.
Как прошла защита?
Защита прошла лучше, чем я ожидала. Было страшно услышать негативные комментарии. Но они были чудесные: не оценочные в духе «это плохо, а это хорошо» и не для галочки. Мне давали комментарии минут сорок, и это классно. У меня не было ни секунды сомнения в том, что нужно двигаться дальше и развиваться.
Какие три совета ты дала бы будущим студентам?
Первый — нужно много делать. Второй — не стесняться задавать вопросы кураторам, потому что они сильно заинтересованы и будут только рады вашим вопросам. Третий — не пренебрегать чтением дополнительных источников, которыми делятся преподаватели. Часто бывает так, что они и сами на них учились. Это сильно поможет расширить кругозор.
Материал подготовил Ваня Демидкин.
Онлайн-школа дизайна и иллюстрации BBE
Раз в неделю мы присылаем письмо с подборкой новых выпусков «Точки зрения».
Нажимая конпку «Подписаться», я соглашаюсь с условиями договора