Полина Савинова

Абсолютный список: ВХУТЕМАС 100

История

ВХУТЕМАС — выдающийся феномен в сфере художественного образования во всём мире. С приходом советской власти все высшее образование в стране было ликвидировано. Цель — построить жизнь заново. Предметом искусства провозгласили не изображение, а конструкцию. И студенты ВХУТЕМАСа учились придумывать новые формы, полностью абстрагируясь от образов внешнего мира и отрицая копирование.

Александр Родченко разработал базовый курс, обязательный для всех студентов. Он длился два года и предшествовал занятиям по специальности. Студенты изучали форму, объем, свет, цвет, ритм — чтобы стать универсальными художниками прежде, чем они выберут материал, с которым предстоит работать. Основные инструменты в этот период обучения — линейка и циркуль, с помощью которых выполняли упражнения Родченко: проектировали на основе простых геометрических фигур, прорабатывали зрительное равновесие и динамику. Многие из этих упражнений до сих пор входят в программу обучения дизайнеров.

Школа не избежала идеологических споров. Революционную программу критиковали за отрыв от государственных задач и утопизм. Вскоре она была изменена, новую по большей части разрабатывал Владимир Фаворский. После него, в 1926 году, ректором стал Павел Новицкий, и связи между факультетами заметно ослабели.

В этом году ВХУТЕМАС отмечает 100 лет с момента основания в Москве. В 2019 году столетие отмечал Баухаус. ВХУТЕМАС и Баухаус были первыми школами подготовки профессиональных дизайнеров. Обе разделяли стремление формировать новые принципы организации материальной среды: эргономика и гармония социального жилья, искусство, выражающееся в образе жизни и быте, функционализм в создании объектов материальной культуры.

ВХУТЕМАС и Баухаус имеют огромное культурное значение для мировой истории искусства и дизайна — юбилей ВХУТЕМАСа отмечают во всех странах, где систему дисциплин этих мастерских всё ещё признают как источник новаторских идей и педагогических подходов в искусстве и архитектуре.

И во ВХУТЕМАСе, и в Баухаусе в своё время преподавали Василий Кандинский и Александр Родченко, а студенты школ посещали мастерские друг друга. На разных факультетах ВХУТЕМАСа профессорами были важнейшие представители авангардных течений начала ХХ века: Варвара Степанова, Лазарь Лисицкий, Константин Мельников, Владимир Татлин, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Алексей Щусев, Владимир Фаворский. В 1927 году ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН.

Подробнее об истории школы

— Энциклопедия русского авангарда: Вхутемас–Вхутеин. → рус.
— Баухаус/ВХУТЕМАС, истории двух легендарных школ. Readymag stories. → eng.
— Дизайн в России — ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН. → рус.
— Русский ответ немецкому Баухаузу. → рус.
— Взаимодействие архитектуры и левого изобразительного искусства. → рус.

Статьи

— Институционализация авангарда: 1920—1930 Вхутемас. → eng.
— Педагогика Николая Ладовского → eng.
— Фотографии, выставленные на выставке THE VISUAL REVOLUTION: Russian Avant-Garde Photography, работы Александра Родченко and воркошоп ВХУТЕМАСа. → eng.
— Город-линия И. Леонидова. → рус.
— Художественные школы авангарда. Доклады конференции, напечатанные по решению Научно-методического совета МГХПА им. С.Г. Строганова. Внимание, очень много текста. → рус.
— Архитектор Леонид Павлов: собрание архитектурных сочинений. → рус.
— Interni #5: 100 лет дизайна. Место ВХУТЕМАСа в истории мирового дизайна. → рус.
— Юрий Герчук о Владимире Фаворском. → рус.

Лекции и видео

— Лекция Артема Дежурко: «Дизайн во ВХУТЕМАСе». → рус.
— Дискуссия «Баухауз vs ВХУТЕМАС»: Советская и немецкая системы художественного образования в 20-е годы». → рус.
— Лекция Анны Боковой «Vkhutemas + Bauhaus: On Common Origins, Different Futures, and Creation with Fire». → eng.
— Юрий Герчук о Владимире Фаворском. ↓

— Важнейшие архитектурные школы XX века: от ВХУТЕМАСа и Баухауса до Architectural Association, лекция Анны Броновицкой. → рус.
— Дискуссия «Революционна Российская художественная школа: Московский ВХУТЕМАС». → eng.
— «Канал Культура»: Конструктивисты. Опыты для будущего. Родченко. → рус.
— Лекция Анны Боковой «The “Science” of Archi­tecture at Vkhutemas». → eng.
— «Межпланетная революция» — один из первых советских мультипликационных фильмов, снятый в 1924 году. ↓

Книги

Книги в PDF

— ВХУТЕМАС. Книга первая. Хан-Магомедов С.О. 1995. → рус.
— От Вхутемаса до Мархи. → рус. + eng.
— The Great Utopia : The Russian and Soviet Avant-Garde, 1915—1932. → eng.
— Вхутемас. Архитектура. → рус.
— Илья Голосов. Мастера Архитектуры. → рус.
— Манифест «Слово как таковое». Казимир Малевич, Алексей Крученых. Велимир Хлебников. → рус.
— СА / Современная архитектура #5, 1928. → рус.
— Архитектор Иван Леонидов. → рус.
— Малевич. Художник и теоретик. → рус.
— ЛЕФ. → рус.

Книги в магазинах

Стиль Фаворского в живом восприятии.
Каталог выставки «Эль Лисицкий»
Александр Родченко. Революция в фотографии
Авангардисты. Русская революция в искусстве 1917-1935
Любовь Попова. Форма, цвет, пространство
Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда.
Василий Кандинский. Размышления об искусстве
Василий Кандинский. О духовном в искусстве.
Константин Мельников. Павильоны, гаражи, клубы и жильё советской эпохи.
Башня Татлина. Опыт графической реконструкции памятника мировой архитектуры.
Россия. Реконструкция архитектуры в Советском союзе.
Герчук Ю. Я.: Фаворский
Архитектура ленинградского авангарда

Архитекторы ВХУТЕМАС

Константин Мельников

Леонид Павлов

Алексей Щусев

Моисей Гинзбург

Другие архитекторы Вхутемаса:

Илья Голосов (1,2,3), Николай Ладовский (4,5), Братья Веснины (6,7,8,9).

Карта архитектурных проектов преподавателей ВХУТЕМАС в Москве.

Практика

Задания Александра Родченко в мастерской ВХУТЕМАСа:

  • упростить существующую вещь, т. е. снять с нее украшения, выявить конструкцию, убрать неработающие части и т. д.;

  • улучшить существующую вещь — сделать ее более удобной, может быть, функциональной, по-новому решить цвет и материал;

  • разработать новые формы вещей, исходя из промышленных способов изготовления, использования разных материалов и т. д.;

  • предложить новую вещь или комплекс вещей с новыми социальными функциями (например, оборудование избы-читальни, советского кооператива, общежития совхоза и т. д.).

  • сконструировать простые обыденные вещи: ложка, дверная ручка, кастрюля, утюг, ножницы, подкова.

По мнению Родченко, нужно научиться в простейшей обыденной вещи проявить творческий подход, найти оригинальное и вместе с тем рациональное решение конструкции и формы с тем, чтобы потом это решение можно было многократно воспроизвести в промышленности.

Художники ВХУТЕМАСа

Варвара Степанова

Лазарь Лисицкий

Владимир Татлин

Александр Родченко

Любовь Попова

Аристарх Лентулов

Александра Экстер

Иван Клюн

Моисей Гинзбург

Владимир Баранов-Россине

Галерея

Работы, мастерские и имена ВХУТЕМАСа.

Все развлечения ВХУТЕМАСа

Раскраска: Я - Малевич
Раскраска: Я - Кандинский. Раскраска для детей и взрослых
Раскраска: Я - Степанова
Раскраска: Я - Попова
Супрематический сказ про два квадрата
Тетрадь нелинованная «Кандинский В. В. Композиция VII»
Открытка: Дом Мельникова
Постер: Константин Мельников 1916-1945
Плакат «Магнитогорск»
Плакат: Николай Ладовский
Простые карандаши и открытка Вхутемас

Поделиться
facebook
vk
twitter

Раз в неделю мы присылаем письмо с подборкой новых выпусков Точки зрения