Анна Филиппова, Настя Селезнева

Настольное чтение

или «Пять с половиной книг, которые стоит прочесть каждому иллюстратору».

В мире бушует тенденция «научи себя сам», все побежали — и мы туда же. Книжки, о которых пойдет речь, способны заменить целый курс лекций по профессиональной специфике, мотивирующих семинаров и сложных моментах теории и практики рисования. Все они написаны в приятной и легкой манере (хотя и не всегда на русском языке) и затрагивают самые интересные вопросы, на которые авторы ответили самостоятельно или с помощью коллег по цеху.

Даррелл Риз, «Профессия: художник-иллюстратор»

Даррелл Риз, британский иллюстратор и глава агентства Heart (офисы в Лондоне и Нью-Йорке), написал абсолютно программную книжку для тех, кто решил стать иллюстратором. По его собственному признанию, в ней собрано все, «что мне хотелось бы знать 26 лет назад, когда я впервые показал свое портфолио». Сразу оговоримся, что русские читатели должны сделать поправку на разницу культурных и профессиональных менталитетов. Книга состоит из практических советов, рекомендаций и наблюдений, которые должны помочь начинающему рисовальщику твердо встать на ноги (и даже иногда делать упругие сальто). Риз не стесняется уточнять и проговаривать самые общие места. На 168 страницах он успевает коснуться самого широкого круга тем: от тактических хитростей в переговорах с заказчиками до правильно организованного интерьера мастерской (эх, где же времена, когда у иллюстраторов были мастерские). В процессе работы над книгой Риз, разумеется, воспользовался служебным положением и опросил коллег, среди которых звездные ребята вроде Тома Голда.

Прочесть первую главу

Остин Клеон, «Кради как художник»

Подзаголовок этой книги, вышедшей в 2013 году в дружественном издательстве «Манн, Иванов и Фербер», звучит так: «10 уроков творческого самовыражения». Из чего можно заключить, что издание будет полезно не только иллюстраторам и другим работникам креативного труда, но также просто любопытствующим творческим единицам. «Кради как художник» была собрана из лекций, прочитанных Остином Клеоном в Нью-йоркском университете, и стала настоящим нон-фикшн бестселлером в США. Главная причина популярности кроется вероятно в том, что автору удалось разработать свою собственную теорию творчества. Внутри собрана масса советов, которые помогут не только свободно самовыражаться, но и эффективно работать. К слову, название книги отсылает к знаменитой цитате, которую приписывают Пабло Пикассо: «Плохие художники копируют. Хорошие художники крадут». Но, как быстро выясняется из содержания, копирование тоже весьма полезно, если делать это с умом: «В мире нет ничего оригинального, поэтому не отвергайте чужое влияние, коллекционируйте идеи, обдумывайте их еще раз, аранжируйте по-новому в поисках собственного пути».

Angus Hyland, «The Picture Book: Contemporary Illustration»

Эту книгу называют «библией иллюстраторов». Собрана она из кратких портфолио известных рисовальщиков со столь же краткими текстовыми профайлами. Жизненные истории состоявшихся коллег воодушевлят не на шутку, а советы — должны помочь в трудную минуту. От первых двух книг в нашей подборке The Picture Book отличается в первую очередь тем, что не дает конкретных рекомендаций, но заводит читателя туда, где можно зачерпнуть серьезную дозу вдохновения. Должно понравиться не только жаждущим практических советов новичкам, но и бывалым. А кроме того, это еще и страшно красивон издание, которое украсит собой каждую полку. На русском языке, к сожалению, The Picture Book пока не напечатана. Пара слов об авторе: Ангус Хайленд — дизайнер и иллюстратор, выпускник Королевского колледжа искусств в Лондоне и один из партнеров сверхангажированной студии Pentagram. Принимая активное участие в жизни иллюстраторского сообщества Великобритании (в том числе устраивая разнообразные выставки), в какой-то момент решил собрать все самое лучшее под одной обложкой.

Steven Heller, «Marketing Illustration: New Venues, New Styles, New Methods»

Американский дизайн-критик Стивен Хеллер — автор умный и очень плодовитый, только одна его библиография занимает семь страниц. Почти все опять же не переведено на русский. Но если вы владеете английским и прониклись его стилем письма, то чтива хватит на всю оставшуюся жизнь (а если прибавить статьи Хеллера, то еще и на пару следующих жизней). Советуем начать с Marketing Illustration, это, как принято выражаться, мастрид. Не отвлекаясь на пространную болтовню о творчестве, Хеллер сразу же приступает к ковке железа: рассказывает про объективные плюсы и минусы построения карьеры в различных областях иллюстрации, от комикса до fashion-рисунка (и снова делаем поправку на российские реалии). Также в книге масса живой фактуры, куда же без нее: автор поговорил с полусотней иллюстраторов «из списка форбс», среди которые крайне уважаемые люди вроде Кристофа Ньюмана и Юко Шимизу.

Andrew Loomis «Fun with a pencil: how everybody can easily learn to draw»

В книге для начинающих, посвященной влюбленным в рисование, на примерах показано, как можно изобразить человеческую фигуру, начиная с головы и заканчивая башмаками, как правильно изображать объекты в пространстве, рисовать свет и тени — ничего не осталось вне фокуса автора. Написанная в 1939 году, она не теряет своей актуальности и сейчас, в мире рисунка от руки ничего не меняется. Легкое, приятное и искреннее пособие для начинающих персонажников и всех, кому интересно на примерах еще раз разобраться в составляющих изображения человека.

Иоханнес Иттон «Искусство цвета», «Искусство формы»

Бестселлеры швейцарского художника и преподавателя Иоханнеса Иттона помогут развить чувства формы и цвета (да-да, все это прекрасно развивается посредством регулярного труда и правильной подготовки). Автор книг разработал учебный курс в Высшей школе строительства и художественного конструирования, который позже лег в основу преподавания во многих начальных художественных заведениях. Система Иттона поощряет художника опираться на собственные силы, раскрытие индивидуальной цветовой гаммы в творческом видении учащегося. Согласно художнику, в произведении свойства цвета и формы оказывают общее воздействие на зрителя.

Цитата из книги: «Если вы, не зная законов цвета, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом незнании. Но если вы, не зная этих законов, не способны создавать шедевры, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний».

Это, конечно, далеко не полный список иллюстраторского must read’а, но достаточно для того, чтобы начать погружение в теорию профессии.

Этот материал был впервые опубликован в блоге Bang! Bang! Studio 9 декабря 2015 года.

Поделиться
facebook
vk
twitter

Раз в неделю мы присылаем письмо с подборкой новых выпусков Точки Зрения