Гиги Джанелидзе
Интервью с Соло цицуашвили

Недавно на vc.ru появилась статья с заголовком «Ни дня без слогана: грузинский копирайтер принял вызов и каждый день придумывал рекламу брендам» про молодого грузинского копирайтера Соло (Соломона) цицуашвили. Мне удалось пообщаться с Соло, чтобы узнать больше о его творческом пути, а также про то, как он относится к современному грузинскому дизайну.

Привет, перед тем как начать беседу, расскажи коротко о себе.

Привет, меня зовут Соло, и я маркетолог из Тбилиси. С раннего детства мне было трудно находить одну конкретную область интересов, поэтому я попытался стать следующим Майклом Джорданом или следующим Стивом Джобсом или... список можно продолжать и продолжать. Но теперь, когда я приближаюсь к своим 30 годам, я думаю, что я нахожусь на правильном пути создания следующего Соломона Цицуашвили.

Как пришла идея делать по слогану в день и почему именно в течение года?

Насколько помню, я наткнулся на статью о копирайтере, который устроил такой же челлендж. И это заставило меня задуматься. Я всегда любил рекламу, но моя ранняя карьера началась в маркетинге, поэтому я всегда был на стороне клиента, а беспокойный ребёнок во мне всё ещё верил, что я должен работать на стороне агентства. Поэтому я решил дать ему шанс и принять вызов. У меня не было прежде опыта в копирайтинге, и это так же не являлось моей сильной стороной. Но вызов дал новый смысл жизни, и она стала раскручиваться. Вскоре у меня появилось много последователей как на местном, так и на глобальном уровнях, поэтому я действительно чувствовал необходимость пересечь финишную черту, у меня просто не было другого выхода. Несмотря на то, что некоторые идеи давались мне довольно трудно, в конце концов, все хорошо, что хорошо кончается.

Ты хотел прокачать этим челленджем себя или обратить внимание компаний на твою деятельность?

Прежде всего, я хотел испытать себя и отточить свои навыки. Я хотел проверить, оправдано ли мое стремление стать еще одним креативщиком. Я считаю, что рано или поздно этот вызов начнет работать на меня, чем бы я ни занимался.

Создавая слоганы, ты долго брейнстормишь или берешь первую пришедшую идею? Опиши процесс.

Когда я начинал челлендж, у меня было достаточно времени, чтобы долго думать над идеей. Я анализировал бренды, придумывал концепции и после этого создавал слоган. Но со временем, мое свободное время сократилось, а навыки написания текстов и мышления значительно улучшились, и иногда мне требовалось меньше 5 минут, чтобы придумать идею. Иногда я просыпался ночью, оставлял заметку в своём телефоне, а поутру превращал её в слоган. Даже сегодня у меня нет точной формулы, но я считаю, если копирайтер действительно знает бренд, владеет проницательностью и достаточной лексикой, то любой слоган уже написан где-то в его мозгах, и ему просто нужно объединить всё в правильные слова.

Как реагируешь на критику в адрес своих работ?

Я ненавижу критику, но принимаю её. (смеётся) Если серьёзно, я обычно игнорирую критиков, которые понятия не имеют, о чём говорят. Тем не менее, я прислушиваюсь к мнениям, которые кажутся мне верными и полезными.

По какому принципу выбирал компании, для которых будешь креативить?

Иногда я выбирал бренд, потому что знал о нём всё и следил за их развитием многие годы. А иногда просто возникала идея, и я пытался сопоставить её с брендом.

Приходили ли отзывы от компаний, которым ты добровольно креативил? Какой был отклик?

Было много отзывов. Некоторые компании, такие как Foodpanda, KFC, Berlin Zoo поделились моими печатными объявлениями на страницах своих социальных сетей. Также, многие международные онлайн-журналы писали о моём проекте, поэтому он стал вирусным по всему миру.

Музыка Соло на Soundcloud

Ты ещё и музыкой занимаешься. Когда это началось? Какие планы на эту деятельность?

Музыка была моим лучшим другом с раннего детства, когда я играл на пианино. Но в последнее время я действительно очень увлёкся электронной музыкой и даже стал Диджеем. На данный момент это просто хобби, но кто знает? Электронная музыкальная сцена в Грузии расцветает, и я действительно хочу стать её частью.

Ты считаешь себя дизайнером?

Я вообще не считаю себя дизайнером. Это не моя сильная сторона. Мне лучше со словами. Я просто копирайтер, который немного знает Photoshop.

Расскажи про особенности грузинского рынка.

Это как коробка конфет. Вы никогда не знаете, с чем имеете дело. Но он быстро развивается, клиенты становятся все более осознанными, креативные агентства создают качественный контент, и Грузия постепенно появляется на международном радаре.

Если коротко описать грузинский дизайн - какой он?

Я думаю, что он всё ещё ищет свою идентичность, ему еще предстоит пройти долгий путь, но он идёт в правильном направлении, и с развитием всего творческого рынка мы рано или поздно увидим его рост.

Что можешь сказать про грузинский язык и алфавит?

Я думаю, что это один из самых сложных языков с его грамматикой и всем остальным. И, честно говоря, грузинский язык не обновлялся довольно долгое время, и иногда мне кажется, что с ним трудно работать, потому что он обладает очень небольшой гибкостью. Алфавит, безусловно, великий, с большим количеством красивых шрифтов, которые продолжают разрабатываться.

Если придётся выбирать между музыкой и копирайтингом — что ты выберешь?

Я думаю, что музыка будет следовать за мной до конца. Иногда я представляю себя шестидесятилетним чуваком, вращающим винилы и раскачивающим бас на больших рейвах. Возможно, это просто сон, хотя, опять же, кто знает? Что касается творческой индустрии, на данный момент я счастлив быть там, где я есть - мне нравится то, что я делаю, и мне еще предстоит многое сделать. Но, возможно, однажды, я отложу ручку и бумагу и сосредоточусь на другом деле. Но этот день не близок.

Кто для тебя является выдающимся копирайтером?

Билл Бернбах. Он отлично справлялся с рекламными текстами.

Можешь назвать примеры выдающихся работ?

Там много отличных работ. Но я бы выделил старые печатные объявления Porsche и VW, они действительно вдохновляли меня во время челленджа.

Насколько легко создавать короткие рекламные тексты на грузинском? В чем особенности?

Это зависит от некоторых обстоятельств. Иногда, если вы находите правильные комбинации, они могут получиться очень остроумными. Но иногда это ад. Грузинский язык не очень дружелюбен к сленгу, так как зачастую звучит слишком суровым или неуместным, и клиенты боятся неправильной реакции на это, поэтому предпочитают стандартные вариации. Это, наверное, позорно, но мне легче писать на английском.

Какой слоган ты бы предложил для компании Yandex?

Что? Где? Когда?

Здесь можно посмотреть все работы Соло.
Соло на Facebook.

Поделиться
facebook
vk
twitter

Раз в неделю мы присылаем письмо с подборкой новых выпусков Точки Зрения