Интервью с преподавателем

Захар День

Ненавистное дизайн-клише

«Дизайн — это подбор штор к дивану». Мы понимаем слово «дизайн» исходя из ассоциаций, которые сформировались в нас за счет того, какие объекты дизайна мы видели. Я уже четыре года провожу собеседования с абитуриентами направления «Дизайн и программирование» в НИУ ВШЭ. Практически все они думают про дизайн как про область, в которой работают только с визуально-эстетической составляющей.

«Программисты — это неряшливые зануды, у которых нет друзей». Мы все время потребляем технический прогресс, но большинство людей не способны оценить роль программистов в нем. Образ программиста для обывателя очень размыт. Ситуация стала улучшаться с появлением фильмов про хакеров и Кремниевую долину, но я считаю, что в медиа все еще не хватает информации, чтобы у молодежи возникал интерес к этой деятельности.

Дизайн — это код

Я убежден, что дизайн — это код, и могу легко это доказать. Мне нравится следить за компаниями, которые думают схожим образом и делают свои разработки для минимизации издержек, связанных с переводом дизайна в код и обратно. AirBnb написали прослойку между Sketch и кодом. Сегодня мы можем открыть специально составленный код в виде макета в Sketch. Инженеры Figma в своем блоге написали, что стремятся сделать так, чтобы код открывался в Figma, и наоборот, чтобы Figma генерировала готовый к работе код.

5 любимых кейсов

Графический пользовательский интерфейс (GUI). С этой разработки 1973 года из исследовательского центра компании Xerox в Пало-Альто (Xerox PARC) начались привычные нам бытовые компьютеры.

iPhone (промышленный дизайн). Продукт дизайна, который навсегда изменил нашу жизнь. Тот уровень цифровизации, к которому мы пришли, был бы невозможен без этого гаджета.

Блокчейн (технология). Блокчейн либо сделает нашу жизнь в разы лучше, либо окончательно поработит нас. Эта технология описывает создание высокозащищенного и распределенного по всему миру реестра данных, который фиксирует транзакции любого типа. Ее разработал неизвестный ученый или группа людей — научную работу о блокчейне выложили в сеть в 2008 году под псевдонимом Сатоси Никамото. В следующем году он создал биткоин.

Дом Наркомфина (социоинжениринг). Дом-коммуна «Народного комиссариата финансов СССР», памятник конструктивизма. В квартирах не было предусмотрено индивидуальных кухонь, зато были запланированы общая столовая, прачечная и детский сад для всех жителей дома. Хорошая была идея — жаль, что этот проект так и не был завершен.

Проект «Венера» (социоинжениринг). Проект глобальной ресурсоориентированной экономики, нового устройства общества и городов.

Ориентир в мире дизайна

Так как в основном я занимаюсь проектированием различных систем, вдохновляют меня также системные вещи.

Шаблоны проектирования. Очень интересно следить за появлением новых шаблонов проектирования. По сути, шаблон описывает абстрактную модель некой структуры, которая помогает нам проще думать о некотором наборе вещей. Это крайне необходимо при проектировании сложных систем.

Atomic Design Methodology. Методология для работы с интерфейсами, разработанная Брэдом Фростом. Используя атомарный подход в течение четырех лет, мы начали разрабатывать свой Universal Design Framework.

Через 5 лет актуальным будет

Упрощение технологий и их восприятия человеком. Границы дизайна расширяются, дизайн становится настолько необходимым, что делает незаметным вклад дизайнера. Таким же незаметным, как вклад программиста. В новых конструкторах сайтов можно быть дизайнером сайтов сразу после регистрации. Уже сегодня мы наблюдаем зарождение моды на бесплатные курсы по различным сферам дизайна.

В ближайшем будущем мы будем наблюдать все большую автоматизацию наших рабочих процессов, улучшение инструментов, в которых мы работаем, появление новых инструментов для решения еще не автоматизированных задач. Код будет писаться автоматически, мы будем работать в средах визуального программирования.

Усложнение технологий. В то же время, мы как человечество в целом будем решать более сложные задачи, работать с огромными цифровыми распределенными системами, что мы уже делаем сегодня. Мы будем меньше понимать, как работают эти системы, что уже видно по огромному количеству багов в программах. Автоматизация не появится сама по себе, мы сделаем ее сами.

Смена парадигмы мышления. В дизайне появится больше компаний и индивидуумов с идеологией по типу First Things First (дизайн-манифест 1964 года).

Изменили мой подход к работе

Методология Getting Things Done. В раннем возрасте узнал про методологию Дэвида Аллена по организации проектной работы (и жизни) и влюбился в информационные системы.

Методология Kanban. Пул-система для организации работы конвейерного типа, принцип организации и улучшения процессов.

Методология Double Diamond. Позволяет лучше понимать стадии производства в творческой работе и лучше ее структурировать.

Open source. Полностью этот термин звучит как Open source software, но для меня он выходит за рамки работы только с программным обеспечением. Open source — это цифровой социализм, когда все принадлежит всем. Практически все цифровые технологии мира так или иначе имеют в себе open source код. На мой взгляд, этой концепции очень не хватает дизайн-сообществу.

Сообщество Ruby и Rails разработчиков. Я начал изучать язык программирования Ruby и фреймворк для создания веб-приложений Rails в 2011 году. И то, и другое — это open source software, поэтому вокруг этих продуктов сосредоточены сообщества, развивающие и применяющие эти продукты. Меня очень вдохновил подход этих людей к работе, а также ряд принципов, которые выросли из этого сообщества в Agile манифест.

Dream Industries (Bookmate, Zvooq, Теории и практики, Третье место, Exchang.es). Работая в Dream Industries, посмотрел, как в российских реалиях работает стартап с огромными инвестициями (30М $) и познакомился с уникальными людьми.

3 самых важных правила в работе

  1. Работа должна приносить различный спектр удовольствий.
  2. Делай либо качественно, либо никак.
  3. Имей и соблюдай свои принципы.

Учиться — всегда

В какой-то момент я понял, что за жизнь я приучил себя учиться всегда. Моя формула проста, я беру в работу проекты, которые я никогда не делал. Если проект не дает новых знаний, он меня не драйвит.

Полезные ресурсы

Сайты в зоне .design. Сегодня известные цифровые сервисы делятся полезной информацией на своих сайтах в доменной зоне design. Введите название мирового цифрового сервиса в адресную строку браузера, добавьте .design, и получайте самый свежий контент из первых рук. Несколько ссылок для примера: facebook.design, airbnb.design, booking.design, uber.design. Попробуйте сами.

StackOverflow. Сервис вопросов и ответов — решение всех проблем программиста.

Medium. Ультрасовременная блог-платформа. Самая свежая информация от программерского- и дизайн-комьюнити со всего мира.

W3C. Не впадайте в шок от вида этого сайта — на нем хранятся спецификации актуальных веб-стандартов, а также стандартов будущего.

Instagram и YouTube. При правильных подписках на теги, каналы и блоги дают очень плотный информационный поток, в том числе по дизайну.

За последний год

Начал работать с электроникой. Собрал и выставил генеративную картину, которая при помощи зрителя генерировала абстрактные композиции, отображающие психо-эмоциональное состояние наблюдаемого.

Генеративная картина — совместный проект Захара Дня и Данилы Тимофеева в рамках дипломной работы Анастасии Сушилиной. ↓

Изучил JavaScript библиотеку Tone.js и веб-стандарт WebAudio. Сделал синтезатор в браузере, написал на нем музыкальный трек и сыграл лайвом на презентации работ моих студентов бакалавриата. Каждый из них тоже сделал свой синтезатор и сыграл лайв.

В ближайшем будущем

Хочу освоить язык программирования Rust, понять систему диатонических ладов в музыке, разобраться в проектировании железа (hardware).

Любимые фильмы

Круглосуточные тусовщики. О друзьях, основавших лейбл звукозаписи Factory Records, где на котором выпустили первые альбомы Joy Division и Happy Mondays.

Пи. О математике, который сходит с ума, пытаясь обнаружить код вселенского мироздания.

Свалка. О бразильском художнике, который решил помочь ассоциации собирателей вторсырья, работающих в ужасных условиях на одной из самых больших свалок в мире. Совместно с сообществом мусорщиков художник создает картины из собранного вторсырья, и отвозит их на аукцион в Лондон. Вырученные деньги были переданы ассоциации.

Корпорация. Скандальный фильм, в котором корпорации сравниваются с опасными психопатами. Они наносят вред природе, людям, не исполняют указания суда и т.д. И все ради постоянно растущей прибыли.

Интересные факты биографии

  1. Участвовал в акции открытия первого в России творческого кластера «Граффити Винзавод» (2007).
  2. Жил в подсобке «Музея нонконформистского искусства» в арт-центре «Пушкинская-10», делал выставку.
  3. Являюсь членом товарищества «Свободная культура» (2008).
  4. Жил в квартире Дайнеки в Доме Наркомфина (2011).

Знаковые проекты

Дизайн-завод Flacon (2011–2012). На заре развития кластера сделал первую навигацию по заводу: доработал айдентику, сделал карту завода, информационные таблички и указатели, контроль производства.

Bookmate (2012–2013). В качестве фронтендера переодел сервис в новый дизайн.

Moscow Coding School (2013–2015). Разработал курс по веб-верстке, который стал бестселлером. Обучил около 200 человек из топовых IT-компаний.

Профиль «Дизайн и программирование» в Школе дизайна НИУ ВШЭ (С 2016). Первыми в России открыли государственный бакалавриат, на котором готовят продуктовых и сервис-дизайнеров.

Айдентика Art, Design & Coding Community (2019). Руководил работой группы студентов в качестве арт-директора для разработки бренда и айдентики университетского сообщества. Под брендом была разработана продуктовая линейка из пяти продуктов: сайт и UI-кит, WYSWIG-редактор постов, новые медиа-форматы, календарь стажировок.

Universal Design Framework (С 2019). Методология работы с графическими пользовательскими интерфейсами и их программной реализацией: компонентная часть описывает принцип работы со сложным интерфейсом, а проектная посвящена принципам работы продуктовой команды, созданию и поддержке терминологического словаря, способам организации процессов.

Книга о методологии Universal Design Framework — дипломный проект студента Захара Данилы Тимофеева, Захар День — автор идеи, куратор и соавтор айдентики.

Поделиться
facebook
vk
twitter

Раз в неделю мы присылаем письмо с подборкой новых выпусков Точки зрения