В этой статье я опираюсь на свой опыт преподавания в «Британке» (2012–2020 гг.), а также на опыт знакомых преподавателей в ВШЭ, «Синергии» и Институте бизнеса и дизайна. В разговорах со многими коллегами я нередко сталкиваюсь с жалобами на низкие ставки и нехватку денег — и при этом полным незнанием собственных прав, трудового кодекса, правил индексации и даже подробностей собственного рабочего договора.

Эта статья имеет одну общую часть и три вывода: для преподавателей, учащихся и руководителей образовательных учреждений.

Мы живем в эпоху рыночной экономики, процветающего капитализма и общества потребления. У этой эпохи нет ничего общего ни с демократией, ни с равенством, ни с гуманизмом. В современном мире все продается и покупается — все, что разрешено законом. И законы рынка существуют как снаружи, так и внутри действующих на рынке организаций.

Любая организация, существующая в рыночной системе, стремится минимизировать издержки и расходы, а прибыль сделать максимальной. Это суть бизнеса, который создан для того, чтобы приносить деньги. Убыточный бизнес, если он не спонсируется, погибает и рано или поздно исчезает с рынка. К издержкам, которые бизнес стремится минимизировать, стоит отнести все расходы, включая зарплатный фонд.

Второй момент, который необходимо добавить в контекст — инфляция, обесценивание денег. Если стоимость товара или услуги не меняется на протяжении долгого времени, а инфляция растет, это означает, что в реальном выражении стоимость этого товара или услуги падает.

Это одна из причин, по которой стоимость академического часа для преподавателя высшего учебного заведения остается на одном уровне, а в реальном выражении падает. Если посмотреть на стоимость образовательных программ, можно увидеть, что она от года к году растет. То есть издержки падают — а прибыль увеличивается. Сравнить цены можно используя веб-архив web.archive.org. Если ввести туда сайт любого коммерческого вуза, где предлагают дизайнерское образование, получается примерно такая картина:

Важно помнить, что прибыль исчезнет из этой системы, если убрать преподавателя: именно он создает урок, который потом как товар приобретает ученик. Мы не будем в этой статье еще раз писать о том, что образование должно перестать быть услугой и вернуться в сферу общественных благ — мы говорим о существующей системе.

Преподаватель в современных коммерческих вузах разрабатывает методику, готовит материалы, проверяет домашние работы, проводит аттестацию знаний учеников и нередко является рекламным агентом курса в социальных сетях. Это практически производство под ключ.

Уменьшающаяся в реальном выражении стоимость академического часа приводит к тому, что из вузов начинают уходить профессиональные преподаватели, а на их место привлекаются люди, которые только начали заниматься преподавательской деятельностью или рассматривают преподавание как хобби. Это приводит к ежегодной смене преподавательского состава и, как следствие, нестабильности качества преподавания.

А профессиональные преподаватели, которые остаются верными конкретному вузу, работают за минимальную стоимость и забывают о том, что у них есть права, а у работодателя — обязанности. Например, работодатель не имеет права просто уволить (если сотрудник оформлен по ТК — это очень сложно), но часто сотрудники сами идут на сделку с совестью и пишут заявление об увольнении по собственному желанию. Боясь угроз увольнения, они не просят поднять заработную плату. Хотя с точки зрения трудового законодательства работодатель обязан индексировать заработную плату в соответствии с инфляцией (ст. 134 ТК РФ). Но мало кто это делает без ежегодного напоминания или требования.

В то же время развиваются альтернативные платформы, которые выстроены на другом распределении прибыли между участниками образовательного процесса. На них заработок преподавателя напрямую зависит от рыночной стоимости курса и количества студентов — ведь рабочая нагрузка в группе из тридцати студентов отличается от группы из пяти.

Объем работы преподавателя на таких альтернативных платформах тот же, что в классических вузах, зато бюрократии меньше. Конечно, если курс не набирает студентов, преподаватель не получает денег — но и в традиционном высшем учебном заведении если нет группы, то и заработка нет.

В связи с этим в последние пять лет начинает прослеживаться четкая тенденция миграции преподавателей из коммерческих высших учебных заведений на альтернативные онлайн-площадки. Даже те, кто соглашается на работу за минимальную оплату в коммерческих высших учебных заведениях, первый год делают это на энтузиазме, а после уходят из преподавания вовсе либо переходят на онлайн-площадки. Тем более, недавний принудительный перевод образования в режим онлайн помог преподавателям преодолеть страх и набрать необходимый опыт.

Кроме того, если в первое время онлайн-площадки предлагали только краткосрочные курсы, которые по сути были заменой одного-двух модулей в высшем учебном заведении, то теперь можно найти долгосрочные программы с кураторами, преподавателями и методистами. Это полноценная замена высшим учебным заведениям, тем более что государственный диплом чаще всего дизайнерам не нужен, чтобы устроиться на работу, а нужно хорошее портфолио.

Если вы преподаватель, у вас есть несколько вариантов улучшения собственных условий труда и повышения оплаты до более справедливого уровня. Требуйте пропорционального увеличения стоимости соразмерно повышению стоимости курса для учащихся. А также дополнительной индексации в соответствии с уровнем инфляции.

Помните, что именно вы являетесь ядром образовательного процесса, приносите деньги работодателю и именно ради вас студенты приходят учиться, особенно если вы преподаете не первый год. Также можно обсудить проблемы оплаты и условий труда с коллегами, изучить документы современных профсоюзных площадок — профсоюза Учитель, платформы Солидарность, Конфедерации Труда России и других. На площадках профсоюзов сосредоточен опыт коллег схожих или смежных профессий. Именно коллективное давление, способное отразиться на прибыли работодателя — самый действенный рычаг давления в рыночной экономике. Риск оказаться без прибыли заставит работодателя задуматься о повышении собственных издержек — зарплаты преподавателей.

Пора начать диалог с руководителем, особенно если ваше первое общение будет не с главным руководством, а с менеджерами, стоящими ниже — они такие же наемные сотрудники, как и вы. Возможно, они испытывают схожие проблемы. А повышение вашей заработной платы будет происходить не из их кармана, а из бюджета организации.

Помните о стандартных формах итальянских забастовок, при которых вы не нарушаете законодательство, но даете понять руководству, что оплата труда занижена. Я говорю об отказе выполнять те обязанности, о которых вас просит руководство, но которых нет в подписанной вами должностной инструкции или трудовом договоре.

В случае отказа руководства повысить оплату труда обратите внимание на онлайн-площадки, где вы сможете преподавать ваш материал. Вероятно, вы сможете найти место с более подходящей схемой оплаты труда. А студенты, которые шли на ваши уроки в учреждения, с радостью пойдут за вами и на альтернативные площадки, тем более что стоимость обучения онлайн заведомо ниже из-за меньших операционных и капитальных расходов. Любовь к преподаванию не является индульгенцией к эксплуатации.

Если вы учащийся, то при выборе учебного заведения обратите внимание на преподавательский состав выбранного вами курса. На web.archive.org вы узнаете, как менялись за последнее время стоимость курса, преподавательский состав и кураторы. Если вы заметите, что больше трети преподавателей меняется из года в год (или на дне открытых дверей на ваши вопросы о тех или иных преподавателях выяснится, что в этом году они не работают) — это явный признак того, что на курсе халатно относятся к качеству образовательного процесса.

Если вы куратор или руководите учебным учреждением, постарайтесь поднять ставки вашим преподавателям или перевести их на ставку плюс процент от количества студентов. Так вы уменьшите текучку и сможете стабилизировать курс, вам не придется раз в год-два искать новых сотрудников. Курс начнет набирать в качестве, так как мотивированный преподаватель с каждым новым учебным годом будет получать обратную связь от студентов, следить за технологическими и творческими новостями индустрии и улучшать курс.

Онлайн-платформы переманивают к себе преподавателей лучшими условиями, и скоро у них не остается причин преподавать у вас. Все как у Чернышевского в мастерской Веры Павловны.

Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» К.Маркс. «Капитал. Критика политической экономии». Том 1 Журнал «Мел». Как учителя бастуют за границей и почему этого не происходит в РоссииТрудовой кодекс Российской Федерации

Поделиться