Хочется, чтобы пришли люди, которые оказались в профессиональном тупике. Они задают себе вопросы: «Почему у меня ничего не получается? Нужно ли мне оставаться дизайнером? Если да, то какой дизайн делать?». Эти люди находятся на пороге внутреннего открытия, но еще про это не знают.

Я буду рассказывать про то, как на наши действия влияет восприятие нами ситуации. Какими инструментами менять восприятие. Как совершаются контринтуитивные открытия — те, что невозможно было себе представить. Как в принципе люди делают открытия и какие психические механизмы за этим лежат. Как работают понимание награды и система подкрепления у нас внутри.

Будем разговаривать и про профессию — что такое дизайнер и как быть человеку, обнаружившему, что он работает на дьявола на фабрике смерти. Дизайнеры очень часто оценивают себя по своей работе — смотрят на нее и задают себе вопрос: «А хороший ли я человек?».

Возьмем фонарик и будем наводить луч на разные темные углы, которые казались скрыты в тумане. Жизнь востребованного дизайнера похожа на старую игру, где волк бегает с корзиной и пытается поймать в нее яйца, которые на него сыпятся. Слушатели и без меня обычно ничего не успевают. И меньше всего мне хочется к бессмысленным рабочим таскам добавить бессмысленных тасков по учебе. Поэтому задания будут в свободной форме — я могу предложить студентам вести дневник определенным образом, ответить лично себе на некоторые вопросы. Это будут необязательные задания: не можешь сейчас сделать — не парься.

Хочется веселый курс, с нарушением привычных форматов — эксперимент для меня, для школы и, надеюсь, для участников тоже. Хорошим результатом для меня будет, если я получу удовольствие от процесса. Для участников я принесу всяких удобрений в их почву. А что там у них вырастет — это уже мне неизвестно.
Я постоянно в этом положении. Чтобы из него выруливать, существует всего два пути — либо слушать чьи-то советы, либо вырастить внутренний выруливатель. Я за второй вариант — выращивать механизмы адаптации, которые помогают понять, что с тобой происходит и посмотреть на ситуацию по-новому. Ведь сознание — это постоянный процесс переформулирования понятий.

Если люди заходят в тупик, значит, у них со временем может случиться озарение. И я постоянно захожу в кризисы, понимаю, как из них выбраться, чтобы потом попасть в еще большую жопу. И это прекрасно.
Дизайн — это всегда решение задач, поэтому дизайнеры привыкают быть предельно функциональными. В итоге через несколько лет работы они не могут просто выслушать вас, не начав учить жизни.

Можете провести такой эксперимент: рассказать знакомым дизайнерам, что у вашего холодильника неудобно открывается ручка. И ни один из них не скажет: «Да, хреново» — и все. Вместо этого они станут объяснять, что ручка сделана неправильно, расскажут, как установить другую, пришлют статьи про эргономику — в общем, задолбают вас непрошенными решениями. Нельзя просто посочувствовать вашей проблеме, они вынуждены ее решать. Дизайнерам кажется, что они обязаны решать задачи — такая профессиональная деформация.

Другой пример того, как ежедневное делание дизайна меняет наше сознание, связано с отношением к картинке как готовому результату. Сравните дизайнера логотипа, например, с какими-нибудь японцами, которые пилят столы: их ролик в YouTube на 95% будет посвящен тому, как они получают удовольствие от процесса — какое шершавое дерево, как они его выпиливают, склеивают, трогают подушечками пальцев. В их работе есть огромное пространство для радости. А в графическом дизайне непонятно, как от процесса кайфовать. Те ребята, которые меня учили, хотя бы делали логотипы тушью на ватмане — но сегодня получить удовольствие от усиков кривой в Illustrator гораздо сложнее, да и Wacom не так ласкает пальцы, как акварельная бумага. В итоге дизайнер привыкает к тому, что удовольствие ему нужно получать не от процесса, а от того, как его работу оценят другие. Это очень сильно ломает наши естественные механизмы внутреннего поощрения и награды. Пока заказчик не скажет, что все классно, ты молодец, людям сложно самим себя похвалить. А я, например, 15 лет в профессии, и представьте, сколько я видел заказчиков, которые говорили «классно» и «не классно». И как я после этого должен на встречи ходить? Приходится что-то для себя выдумывать. На курсе мы будем обсуждать, как выходить из конфликтов и принимать решения не с позиции жертвы обстоятельств, а с позиции свободного выбора. Ведь даже если вы приняли решение заорать в трубку: «Да пошли вы в жопу!» — лучше это делать не автоматически, а как осознанный выбор. Поговорим, как в ситуации конфликта задумываться, чего вы на самом деле хотите в этот момент и почему. А что за потребность кроется под этими словами? Потребность в принятии? В одобрении? В подтверждении, что ты хорош? Эту потребность можно удовлетворить разными способами, не обязательно для этого есть мозг заказчику и приставать ко взрослым людям вокруг, чтобы тебя похвалили. Тут можно попасть в ловушку постоянной попытки угнаться. Тебе говорят: «Это классно, это нужно, за это платят, это востребовано». И, конечно, тебе хочется это узнать. На самом деле такой процесс не так уж безобиден. Ты привыкаешь не обращать внимание на то, что у тебя есть, а заниматься отслеживанием того, чего у тебя нет. Ты включаешься в бешеную гонку, как белочка в колесе. Если ты гоняешься за знаниями, потому что тебя прет — это одна история. Но если тебя просто сжирает тревога, что ты окажешься на обочине — это то же самое, что суеверно стучать по дереву или каждый раз возвращаться домой, чтобы проверить, выключил ли ты плиту. Это ритуалы, которые затягивают и отнимают все больше времени.

В принципе, человеку не помешает немного сладкого. Но тут приходит индустрия и производит тонны сахара в красивой упаковке, забивает ими все супермаркеты и рекламирует из всех дыр — и человеку тяжело устоять.

То же с востребованными инструментами. В нас есть естественная потребность в адаптивных стратегиях, в том, чтобы узнавать новые штуки и не отставать. Но тут приходит индустрия, которая умеет продавать людям новое и возбуждать чувство отсталости — по сути продавать нам страх. Если тебе кажется, что ты не успеваешь за индустрией, может быть, стоит, задуматься — а кто тебе это сказал? И почему ты слушаешь так жадно? А что случится, если ты перестанешь? Тогда были интересные задачи и сейчас есть. Тогда были люди с горящими глазами и сейчас есть. Тогда могли ржать с заказчиками и сейчас можем. Нет никаких групп под названием «российские дизайнеры» — есть просто отдельный дизайнер, конкретный человек. Нет «взаимоотношений с заказчиком» — есть конкретные люди, которые чего-то хотят. Вот был нормальный чувак, Витя. И вот он стал твоим заказчиком. Он что, в тот же момент переместился в окоп мудаков? Зачем мы на него ярлык вешаем? Такой же обычный человек, как все. Я не склонен заниматься обобщениями и универсальными рецептами. К сожалению, я не могу по-другому.

У меня есть знакомая, которая работает тренером по йоге в провинциальном спортивном клубе. Кто-то в поселке приходит к ней часто, кто-то редко. Но есть одна семидесятилетняя бабушка, которая приходит всегда. Знакомая ей говорит: «Какая вы молодец!», а та ей отвечает: «Это не я молодец. Просто если не схожу один раз — все начинает болеть». Так и я — не могу не рассказывать. А значит, нужно хотя бы этот процесс возглавить — завести канал, сайт, шоу, курс.

Но это все, конечно, не главная моя работа. Главная работа — кормить кота.
Разговаривала Ася Чачко.

Поделиться