Как грамотно составить портфолио UX/UI-дизайнера?

Советуют эксперты из МТС, «Яндекса», «Тинькофф» и «Райффайзенбанка»

Четыре преподавателя и наставника программы по UX/UI-дизайну советуют студентам, как лучше сделать продуктовое портфолио, и дают ссылки на удачные примеры и тестовые задания.

Дарья Егорова
Арт-директор бизнес-продуктов МТС

Чтобы сформировать портфолио, прежде всего нужно выбрать, где размещать работы — на Tilda, Readymag, Figma, Notion или Behance. Каждая из этих платформ задает свою структуру. На Tilda и Readymag свободы больше — вы делаете персональный сайт. На Behance есть стандарты и принципы оформления, которых нужно придерживаться. В Notion портфолио будет выглядеть скромнее, зато это простой вариант, который позволит минимальными усилиями добиться приличных результатов. В Figma можно показать структуру макетов, но, если не оформить все грамотно, ориентироваться в информации работодателю будет тяжело.

Если выберете Tilda, Readymag или Notion — добавьте маленькую заметку о себе и опыте работы. Приложите фотографию, на которой видно, как вы выглядите — а не какой у вас красивый силуэт, шапка или капюшон.

Примеры хороших портфолио:

Readymag
Катя Платонова
Анна Пистер

Tilda
Яна Арбатова
Ксения Синявская

Behance
Дмитрий Иполитов

Персональный сайт с примерами готовых работ — то к чему нужно стремиться:
Сергей Сурганов

Важно понять, какие работы показывать. Если вы претендуете на роль продуктового дизайнера, то все проекты, не относящиеся к UX/UI-дизайну, нужно убрать. Никаких презентаций, натюрмортов, листовок — этого там быть не должно.

Из оставшегося выберите несколько самых сильных работ — можно всего одну-две, но те, которые вы сможете довести до ума и красиво оформить, а еще хорошо про них рассказать. Лучше меньше проектов — но классного качества.

Составьте для себя пул вопросов, на которые отвечает ваш кейс: что это за проект, какую задачу он решает, в чем его ценность, кто его целевая аудитория, проводили ли вы какие-то исследования. Ответы на эти вопросы составят структуру, с помощью которой вы будете вводить в контекст других людей.

Оформляя кейс, соберите самые важные экраны — не нужно уделять много внимания экранам авторизации, вводу данных карты и другим стандартным страницам, которые можно с легкостью найти в UI-ките и повторить. Покажите экраны, которые отличают ваш проект от остальных, — те, где была интересная графика, сложные композиционные решения, интересные типографические находки. Очень хорошо, если вы сможете поместить в портфолио видеоролик с шоурилом и показать, как выглядит ваше приложение, какая в нем анимация, заснять пользовательский путь через прототип в Figma.

Не пишите поэм в описаниях проектов — их никто не читает. У арт-директора мало времени, и решение о том, просматривать ли ваше портфолио дальше или переключиться на следующее, происходит очень быстро. Дизайнера в первую очередь встречают по макету. Посмотрите, как все оформлено у других, не жалейте сил на проработку визуальной стороны — это окупится.

Прежде чем публиковать проекты, оставьте их на ночь, потом свежим взглядом проверьте опечатки, разрешения изображений, чтобы картинки не поплыли пикселями, не улетели детали, символы, иконки. Чаще всего начинающие дизайнеры запарываются на мелочах.

Не забывайте проверять, оплачено ли у вас размещение на платформах. Обидно получить приятное письмо и неработающие ссылки на портфолио. Отправьте другу тестовое письмо, чтобы он проверил, что все ссылки работают корректно.

Чего делать не стоит? Выкладывать работы без разрешения правообладателя. Если вы ограничены договором о неразглашении, попросите разрешения опубликовать отдельные экраны или переделайте их так, чтобы не нарушать закон. Не воруйте чужие работы, всегда указывайте коллег, с которыми были на проекте, чтобы был понятен лично ваш вклад. Вообще старайтесь быть максимально честным.

Если собеседование для вас в новинку, сначала стоит подготовиться. Напишите на листочке ответы на вопросы: кто вы, как давно в профессии, что делали в последние годы, что это за проекты в портфолио, реализованные ли они, в чем их ценность, каким образом вы в них участвовали, как коммуницировали с заказчиком, как проводили исследования, на чем основывалось ваше решение. Можете даже разок порепетировать перед зеркалом — но не заучивайте ответы. Подготовьтесь заранее, почитайте про компанию, составьте ваш список вопросов — но не доводите ситуацию до допроса, узнайте то, что вам действительно важно. В процессе собеседования не растекайтесь мыслью по древу, говорите коротко и по делу. Если вам будут задавать вопросы на логику — худшее, что можно сделать, это впасть в ступор. Вас спрашивают, чтобы посмотреть, как вы будете рассуждать, так что не бойтесь ошибиться. Мы все когда-то начинали и тоже знали далеко не все.

И если у вас есть предыдущий опыт работы, помните — о бывших коллегах отзываются либо хорошо, либо никак. Человек, который плохо говорит о предыдущем месте работы, всегда вызывает вопросы и подозрения — возможно, он слишком склочный или тяжело уживается в коллективе. Так что о своих недовольствах лучше не распространяться.

Ульяна Сало
Ведущий дизайнер продукта «Яндекс.Дзен»

В среднем я трачу меньше минуты на просмотр одной заявки. Этого достаточно, чтобы составить первое впечатление. Дальше, если кандидат интересен, смотрю подробнее.

Главное, что хочется увидеть: хорошие, свежие проекты и опыт в продукте. Если вы ищете работу продуктового дизайнера, в портфолио должны быть продуктовые кейсы, в крайнем случае — интерфейсные работы под заказ. Не перегружайте портфолио лишней информацией — про образование, список инструментов и ваши заслуги можно написать в резюме.

Позаботьтесь о том, чтобы портфолио было удобно смотреть — это не должен быть набор картинок или архив, который придется скачивать. Не используйте повернутые мокапы или изометрию, через которую невозможно посмотреть детали. Это сразу покажет, что вы не думаете про удобство того, кто смотрит ваше портфолио.

Все ищут не только специалиста, но и человека, с которым будет приятно работать вместе. Поэтому уделите внимание текстам: пишите кратко, дружелюбно и по делу.

Примеры хороших портфолио:

felasquez.haus
stas aki
Алексей Секачов
Сергей Сурганов
Дарья Воронцова
Marcos Alonso
George Kedenburg III
eranhill

Про собеседования. Обычно я спрашиваю дизайнеров о прошлом опыте и любимых задачах. Мне очень нравится, если дизайнер предлагает показать макеты и сразу рассказывает по текущей «Фигме». А если он описывает задачу в двух словах и замолкает — складывается ощущение, что он либо не замотивирован в целом, либо не очень включен в процесс продуктовой работы.

Иван Солодников
Руководитель группы веб-дизайна «Тинькофф Банка»

Классные картинки в портфолио — это хорошо, но еще важнее расписать, какая проблема стояла за тем или иным кейсом. Почему было принято такое решение? Показать пользовательский сценарий и масштабируемость решения в дальнейшем. Это дает огромный плюс при просмотре профиля.

Странно, когда тебе присылают в качестве портфолио картинку в стиле Dribbble без описания. Это первый признак того, что проект выдуман или работа шла только над одним-двумя экранами. Ничего плохого в выдуманных кейсах нет — но в этом случае важно опять же показать, почему вы это сделали и какую проблему решили. Картинка ради картинки — не интересна.

С точки зрения поиска кандидата мне важно как можно быстрее понять, подходит ли человек. Поэтому пояснения нужно делать коротко и четко. А какое начертание вы выбрали для заголовка и какой цвет у CTA в расписанном виде, мне смотреть не интересно — все покажет макет.

Хорошие портфолио:

Александр Котелевец
Gloria Lo
Olivia Truong
ARTKAI

Никита Покатилов
Senior designer в продукте Forex Exchange в Raiffeisen Business Online

При поиске работы UX/UI-дизайнером важно сначала понять, чем именно ты хочешь заниматься — дизайном интерфейсов, корпоративными сайтами, промо-сайтами или лендингами. Если заставлять себя делать то, что не любишь, можно быстро прийти к выгоранию.

Лично у меня есть два портфолио плюс резюме, которое я выгрузил с HeadHunter — там понятная и логичная структура. Первое портфолио — на Dribbble, более визуальное. Туда я выкладываю концепции, эксперименты, задумки, свое видение сложившихся проектов. У меня там всего десять лучших картинок.

Второе портфолио — на Behance, с разбором одного-двух кейсов. У студента это может быть, например, дипломный проект. Тут тоже важно сначала сделать акцент на визуальной составляющей, а на втором и третьем экране объяснить, в чем заключалась задача и как вы ее решали.

В письме работодателю я обычно пишу, что помимо опубликованных работ на Dribbble и Behance у меня есть много неоформленных проектов, которые я будут рад показать на встрече, — такая маркетинговая затравка.

На первом собеседовании работодателю важно посмотреть, насколько адекватный человек, не зашкаливает ли у него чувство собственной важности, впишется ли он в команду. Советую не торопиться — у каждого этапа есть определенные задачи, и на них важно сфокусироваться. Не стоит говорить о зарплате раньше времени. Важно трезво оценивать свою будущую роль в компании. Можно честно признаться: «Я глубинных интервью не делал, но читал теорию, и мне было бы интересно этим заниматься».

Выполнив тестовое задание, не отправляйте ссылку на макет. Советую написать так: «Я сделал тестовое задание и хотел бы презентовать его, это займет полчаса, давайте созвонимся в Zoom в удобное для вас время». Обязательно сделайте презентацию, которая дополнит ваш рассказ. Это возможность ответить на вопросы, обосновать свои решения, пояснить то, что без контекста могут не понять. Вот пример тестового, которое я выполнял для «Райффайзенбанка».
В разговоре про деньги называйте адекватную рынку, но достаточно высокую зарплату: часто зайти с большей ставкой легче, чем потом ее поднять.

Молодым дизайнерам я бы советовал начинать со студий — там можно поработать с разными задачами и каждый проект будет с чистого листа. Это позволит быстро расти и развиваться. А в продукт нужно идти, когда уже точно знаешь, что хочешь и любишь делать. В продукте сфера ответственности четко определена — пространство для экспериментов меньше.

Поделиться
facebook
vk
twitter

Онлайн-школа дизайна и иллюстрации Bang Bang Education

Раз в неделю мы присылаем письмо с подборкой новых выпусков Точки зрения