Во время хрущевской оттепели советское искусство плаката отошло от традиций соцреализма в сторону более лаконичного модернистского стиля. Впервые после 1920-х годов в плакате появилось пространство для творческого самовыражения художника.

В отличие от традиционной рекламы товаров и политизированного социального плаката именно этот жанр дал художникам свободу. Это была массовая тиражная продукция, которая меняла атмосферу и внешний вид улиц городов, превращая их в выставку современной графики.

В начале 1960-х в главное советское издательство киноплаката «Рекламфильм» пришла группа талантливых молодых художников — Мирон Лукьянов, Василий Островский, Вилен Каракашев, Лидия Левшунова. Привычное стремление к прямолинейному отображению «кинематографической действительности» сменилось концептуальной, символической интерпретацией сюжета.

Вилен Каракашев и Лилия Левшунова. Плакат к фильму «Я шагаю по Москве», режиссер Георгий Данелия, 1963

На афише — первые кадры картины, создающие яркий и запоминающийся романтической образ. Любопытно, что сцена, где велосипедист везет зонтик над босоногой девушкой, — была первым, что придумал режиссер фильма, вся остальная история родилась позднее. Обрезанное колесо усиливает иллюзию действия. Горизонтальный блок заголовка подчеркивает встречное движение и рифмуется с золотистыми волосами девушки.

Авторы плаката на момент его создания были мужем и женой и даже создали инициал для общей подписи — ЛК. Позже каждый из них продолжил творческую карьеру самостоятельно.

Мирон Лукьянов. Плакат к фильму «Я, бабушка, Илико и Илларион», режиссер Тенгиз Абуладзе, 1962

Фигуры героев фильма смещены от центра и обрезаны по краями — это создает ощущение движения, они как будто входят в кадр. В центре внимания зрителя остается свободное белое пространство — важная часть композиции. Оно наполняет атмосферу плаката воздухом и светом. Горизонтальный ритм строк напоминает асфальтовые дорожки и подчеркивает направление движения героев. Его слегка потертая текстура добавляет работе теплоты и душевности.

Мирон Лукьянов. Плакат к фильму «Белое солнце пустыни», режиссер Владимир Мотыль, 1969

Классика искусства киноплаката. Важной частью художественного высказывания становится шрифт: округлые изгибы на концах букв напоминают клубы песка, вздымающиеся под копытами коня. В противовес динамичной сцене в верхней части плаката, в нижней — статичное изображение торчащей из песка головы Саида. Его суровый взгляд привлекает внимание зрителей и создает интригу. Желтые и оранжево-красные оттенки песка с контрастными глубокими лиловыми тонами передают ощущение изнуряющей жары. Общая цветовая гамма отсылает к психоделической графике модной в конце 1960-х. Мрачный сюжет плаката все равно создает позитивное впечатление — как и атмосфера фильма, в котором суровая драма смешана с юмором и лирикой.

Василий Островский. Плакат к фильму «Бриллиантовая рука», режиссер Леонид Гайдай, 1968

Выразительный образ главного героя культовой кинокомедии в исполнении артиста Юрия Никулина художник разместил на белом фоне силуэта загипсованной руки с драгоценностями. Темная рука тянется к сокровищам — намек на борьбу добра и зла. Оригинальная шрифтовая композиция огибает изображение, заполняя свободные места.

Лилия Левшунова. Плакат к фильму «Звонят, откройте дверь», режиссер Александр Митта, 1965

На плакате изображен нежный девичий профиль на голубом фоне. Непрокрашенная фактура мазков, словно воздух, вызывает ассоциацию с юностью и легкостью. Оригинальное композиционное решение передает трогательную историю первой безответной влюбленности героини (Елена Проклова). Художник использовал прием фотомонтажа: портрет героя помещен в форму слезы на лице героини. Контраст юного женского лица и черно-белого мужского фото подчеркивает, что герои — из разных миров.

Мирон Лукьянов. Плакат к фильму «Еще раз про любовь», режиссер Георгий Натансон, 1967

Фильм рассказывает о любви двух молодых людей — бортпроводницы Наташи (Татьяна Доронина) и физика Электрона Евдокимова (Александр Лазарев). На плакате два узнаваемых выразительных профиля главных героев смотрят в разные стороны — намек на вынужденное расставание. Контраст изящного светлого женского образа и темного пятна мужского профиля говорит о драматической судьбе героини.

Вилен Каракашев. Плакат к фильму «Сова появляется днем» (Il giorno della civetta), режиссер Дамиано Дамиани, 1967

На плакате зловещий дон Мариано Арена — депутат, глава местной мафии — и загадочная красавица Роза Николози, рядом с домом которой происходит убийство. Экспрессивными черными мазками кисти нарисовано пятно, напоминающее крыло птицы. Лицо героя вызывает ассоциацию с хищным профилем совы. Сочетание красного и черного цветов подчеркивает драматизм сюжета.

В таком экспрессивном символическом решении прослеживается влияние школы польского плаката. В отличие от него, итальянский оригинал афиши и ее версия для американского кинопроката сделаны в реалистичной и немного слащавой манере — это выглядит более красочно, но банально.

Василий Островский. Плакат к фильму «Девять дней одного года», режиссер Михаил Ромм, 1961

Начало 1960-х годов вошло в историю как время «физиков и лириков». В центре сюжета культового фильма Ромма — молодые ученые-ядерщики. Одержимый экспериментатор Дмитрий Гусев и скептически настроенный теоретик Илья Куликов — давние друзья, влюбленные в одну девушку по имени Леля. Художник создал лаконичное решение: желтые силуэты на черном фоне — одна девушка между двух мужчин.

Автор использовал модный в искусстве того времени эффект оптической графики (оп-арта) — контраст черных и желтых линий передает глубину условного пространства и вызывает ассоциацию с радиацией, облучение которой по сюжету получит один из героев. Динамику композиции придает активная графика цифры 9 и две части заголовка, расположенные по диагонали вверху и внизу плаката.

Поделиться