Я считаю это чудом. Я вообще никогда не рисовала и в художественную школу не ходила. Училась в Минске на переводчика-референта. На пятом курсе поняла, что точно не хочу этим заниматься и, окончив универ, отправилась к брату в Москву. Он работал в рекламном агентстве, и я решила, что мне тоже нужно. Я сделала резюме:  первая страничка про меня, а на второй что-то вроде мудборда, какие-то кадры из фильмов, картинки, которые мне нравятся, собственные рисуночки — и стала его рассылать в агентства на позицию менеджера-стажера. И вдруг мне приходит ответ от арт-директора TBWA: «Даша, привет! У нас освобождается место дизайнера-стажера, приходи». Я пришла на собеседование в полном шоке: почему я здесь? Арт-директор стал спрашивать: «Что умеешь?» — «Ничего». «Какие программы знаешь?» — «Никаких». Но почему-то меня взял.

Всему, что я умею сейчас, я училась на практике. Поэтому мой курс именно об этом: можно начать рисовать, даже если никогда не учился и совсем не умеешь. Я хочу показать, что не нужно бояться рисовать и ждать от кого-то комментариев — можно просто веселиться. Все могут при желании начать рисовать, в этом нет никакой проблемы. Хочешь — рисуй карандашом, хочешь — красками, хочешь — свеклу возьми. Все окей, выражай себя. Это такой курс-тренажер, чтобы раскрыться и понять, что нравится.

Красота — очень проблемное слово. Когда я говорю кому-то, что я иллюстратор, меня сразу спрашивают: «А ты рисуешь детские книжки или фэшн?» Когда я показываю свои работы, они удивляются: «Ой, а это что вообще? А почему глаза такие? Почему лица красные?» У многих очень стереотипное представление о профессии и о красоте. А иллюстрация — это вообще не про красоту, а про эмоции, которые ты испытываешь, глядя на картинку. Я, может быть, и не хотела, чтобы было красиво. И вообще, кто решает, что красиво, а что нет? Это субъективно.

Когда я смотрю на работы, которые мне не нравятся, я скорее думаю: это не актуально или не работает. Технически может быть нарисовано очень круто, реалистично и анатомически верно — просто сейчас на рынке иллюстрации нужно что-то другое, немного безумное.

Мне просто очень нравятся человеческие глаза и уши. Уши — это так красиво! Вы когда-нибудь замечали, какие разные они бывают? Обожаю рассматривать узоры в изгибах ушной раковины. Могу часами искать референсы ушей в кино и фотографиях.

И у глаз столько разных форм и узоров на роговице! Растекающиеся дребезжащие — возможно, в них я отразила свою тревожность или неуравновешенное состояние в момент, когда их придумала. А возможно, просто случайно нашлась интересная форма. Я всегда начинаю рисовать человека с ушей, потом глаза, потом уже все остальное. И самое обидное, что все спрашивают про глаза, а уши никто не видит! Мне в этом плане очень повезло. Это даже настораживает! Все время кажется, что вот сейчас наступит этот ужасный момент, о котором все постоянно говорят — я встречусь с этим монстром-заказчиком. Но пока ни разу не было плохого опыта. В итоге всегда получается договориться.

У меня есть любимая история, которая со мной случилась неделю назад. Я рисовала подкаст «Хроники еды» для «Кухни на Районе» про то, как развивалась сфера еды в 1990-е годы. Там была серия про то, как суши пришли в Россию. Это прекрасная история про рестораны с валютными ценами, где ели одни бандиты и депутаты. Я долго думала: «Ну что, нарисовать бандюгана? Бандитский Петербург?» Ужасно мучилась, в итоге придумала какого-то самурая, который мечом разрубает суши. Скидываю арт-директору, он говорит: «Нууу, что-то странное, что-то не то». Я совсем в отчаянии, дошла даже до того, что стала смотреть Pinterest и Behance — а это уже совсем дно. Вдохновляться нужно где угодно, только не там: там можно только забить все чакры идеями других иллюстраторов.

И вдруг мой прекрасный арт-директор скидывает мне фильм Мечты Дзиро о суши про самого великого сушиста Японии, у которого маленький ресторанчик в подземном переходе, известный на весь мир. Я прямо в офисе стала смотреть, а там такое! Например, история про то, как осьминогу нужно делать массаж 50 минут, чтобы он был нежный. Я подумала: «Ну ничего себе! Теперь-то я точно знаю, что нужно нарисовать». И тут же нарисовала этого осьминога и этого сушиста, который так любит свою работу и так элегантно промакивает кисточкой каждую сушину. Я вдохновилась этим человеком, его любовью к работе — и мне нравится иллюстрация, которая получилась в результате.

В общем, вывод такой: главное не залезать на Pinterest и Behance, а проводить свое маленькое исследование. ● Виктор Меламед «Машинерия портрета. Опыт зрителя, преподавателя и художника».

● Много интересных статей в It's Nice That.

● Российский онлайн-журнал про иллюстрацию Слон в боа.

● Телеграм-канал Анны Росляковой Иллюстрация и рефлексия.Иногда ты просыпаешься и думаешь: «Все. Сегодня я точно ничего не нарисую, у меня ни-че-го не получится». Но вдохновение можно и нужно научиться вырабатывать. Самое главное — уметь настроиться на работу: не ждать вдохновения, а организовать его самому. Лично мне помогает медитация. И я не могу работать в open space, на меня давит скопление людей вокруг и белые стены. Еще я люблю во время работы слушать какой-нибудь документальный фильм, просто чтобы фоном шел бубнеж в уши — мне это помогает сконцентрироваться. Тут все индивидуально.

А в остальном, нужно просто быть адекватным человеком, который умеет слушать и понимать заказчика, доносить свои мысли. Я так люблю рисовать! Когда я рисую, то чувствую себя как надо — не волнуюсь, знаю, что делаю: у меня есть мой ноутбук, листочек A4, карандаш, и все хорошо. А самый кайф — это когда ты мучилась два дня и, наконец, мироздание вкладывает в твою голову тот самый кадр, который нужно нарисовать.

Я все время создаю какую-то драму, люблю изводить себя: «Боже, я никогда в жизни не придумаю, что нарисовать! А что я скажу клиенту, когда мне нечего будет ему показать?» Хотя я прекрасно знаю, что все будет готово в срок, но всегда драматизирую и занимаюсь фигней — чтобы пострадать и в итоге получить еще больше удовольствия от того, что все получилось.
Разговаривала Ася Чачко.

Поделиться