Сережа Захаров

Пространство нового веба

В прошлом году вебу исполнилось 30 лет. За это время он из vague but exciting эксперимента, призванного решить проблему доступа к документам внутри CERN, превратился в монструозную машину, поделенную между гигантскими корпорациями, соцсетями, стриминговыми и e-commerce платформами, главные задачи которой — отнимать ваше внимание и время, присваивать себе интеллектуальный труд, шпионить за вами и продавать ваши данные рекламодателям.

Но не все так плохо. Хотя коммерциализация и деградация веба, спрятанная за растиражированным «дружелюбным» дизайном больших сайтов, вместе со злоупотреблением шаблонными конструкторами привели к тому, что почти весь веб выглядит и работает одинаково (одинаково плохо), на уютных задворках интернета пока еще ведется тихая борьба, участники которой не всегда знают о существовании друг друга. Это борьба с чувством подавляющего одиночества, скуки от избытка ненужной информации и даже с самой основой веба — клиент-серверным взаимодействием. Под удар попадает и документное прошлое веба, и его плоскостность, и заезженные дизайн-решения. И эта борьба дает результаты!

Все не так плохо еще и потому, что, несмотря на все злоключения, веб сохранил два главных положительных качества — доступность и интерактивность. Освоить базовые навыки веб-программирования, сделать свой веб-проект и поделиться им с другими людьми сейчас проще, чем когда-либо. В то же время веб, не стиснутый задачей что-то продать, дает пользователям уникальную возможность взаимодействовать с веб-страницей (а через нее и с другими людьми) самыми разными способами и получать от этого какие-то новые, ценные чувства.

Первый вектор атаки — пространство

Веб исторически имеет плоский вид. Основная единица веб-контента — страница, то есть документ, долго сохраняла свой доцифровой двухмерный форм-фактор. Это серьезное ограничение, которое, особенно в последние годы, подверглось радикальному пересмотру.

За счет развития 3D-графики в браузере веб получает новое измерение, а вместе с ним пространственность, физичность, и, в конечном счете, кинематографичность. У авторов веб-проектов появляется больше свободы и новые задачи: как расположить объекты в трехмерном пространстве, куда поставить камеру, из каких материалов должны быть сделаны объекты, чтобы они правильно отражали свет и окружающую среду. Нужно решить, как объекты взаимодействуют со средой и друг с другом, и самое главное — как люди будут взаимодействовать с объектами и пространством.

3D используется в вебе по-разному. Иногда это просто красивая модель на главной, которую можно крутить мышкой или свайпом. Где-то это сразу несколько объектов (как реальных, так и спекулятивных — 1, 2), иногда обладающих физическими свойствами (весом, объемом, притяжением), сталкивающихся друг с другом и со стенками экрана. Иногда — целые инсталляции и пространства: фантастичные (zooaszoo, или более привычные. С помощью 3D в вебе рассказывают истории, показывают произведения искусства или процесс их созданиия, альбомы, аксессуары (1, 2), книги (1, 2), кроссовки и даже архивы.

Второй вектор атаки — коллаборация

Веб обретает новые измерения не только в геометрическом смысле, но и становится общественным пространством, где люди могут делать что-то вместе. Соцсети, изначально созданные для объединения людей, в ходе неудержимого роста превратились в своих злых двойников. Закрытый алгоритм решает, из чего состоит твоя лента. А ты выступаешь в роли бесплатного поставщика информации, помечая лайками данные для нейросети, чтобы она стала умнее и заставила вас проводить в соцсетях больше времени. Такое место не может дать ничего, кроме чувства тотального одиночества.

Конечно, совместная деятельность в вебе не должна сводиться к полностью регулируемому, сведенному к трем-четырем примитивам (лайк, коммент, репост) взаимодействию. В вебе можно вместе работать над книгой, рисовать абстрактные картинки, заполнять пространство или обустраивать целые спекулятивные миры.

С развитием AR/VR-технологий веб становится становится площадкой для real-time коллаборации с эффектом присутствия, площадкой для проведения выставок и концертов. Когда-то в вебе можно было вместе лопать воздушные шарики.

Третий вектор атаки — творчество

Творческий потенциал веба — не открытие последних лет. Но впервые стало так просто сделать свой веб-проект и поделиться им. Появилось много новых технологических возможностей, о которых узнают все больше людей. И веб становится более привлекательным медиумом для творчества.

В основе большинства творческих экспериментов в вебе лежит его главный козырь — интерактивность. Через браузер авторы могут взаимодействовать с аудиторией новыми способами. Например, рассказывать истории, вовлекая читателей в процесс, давая им больше или меньше свободы, или отлавливать положение лиц и других частей тела, черты лиц, эмоции и даже направление взгляда.

Предметом творческих экспериментов в вебе становится процесс взаимодействия пользователя с веб-страницей и информацией на ней, публикации текстов или даже то, из чего сделан веб: окна браузера, HTML-элементы, ссылочная навигация, редиректы и формы.

В вебе собирают коллажи, строят ASCII-города, открывают галереи генеративной графики и кружки интерактивной поэзии.

Четвертый вектор атаки — децентрализация

В основе веба — клиент-серверное взаимодействие. Человек указывает адрес страницы, клиент (браузер) забирает страницу с сервера и показывает ее человеку. Хозяин сервера имеет полный контроль над сайтом и его данными. И если однажды он решит от него избавиться, сайт останется только пыльным полурабочим призраком в недрах архивов. Очень и очень часто эти сервера принадлежат не одному зловредному индивиду, а гигантской корпорации вроде Amazon. Учитывая, что Amazon в 2019 году принадлежало около половины всей облачной инфрастуктуры в мире, встают закономерные вопросы: кому принадлежит веб, кто его контролирует, и могут ли пользователи взять контроль над инфраструктурой в свои руки.

Потенциальным решением может стать децентрализация. Главная идея децентрализации веба — в отсутствии одной компании или человека, владеющего серверами, которые обеспечивают работу сайта. Существует множество разных, более или менее экспериментальных технологических решений для децентрализации. Например, соцсети с открытым исходным кодом, версию которой на своем сервере может запустить любой желающий. Или peer-to-peer протоколы обмена данными в вебе. Peer-to-peer или p2p-веб работает схожим образом со всем известными торрентами. Компьютер создателя сайта выступает одновременно и сервером, на котором этот сайт живет. Когда другие люди заходят на сайт, их компьютеры тоже могут стать серверами и отдавать его следующим посетителям. Так сайт распространяется по сети из множества посетителей-серверов и остается доступен до тех пор, пока хотя бы кто-то (необязательно автор) продолжает его раздавать. Компьютеры пользователей служат инфраструктурой, обеспечивающей доступ к сайтам без единого сервера-центра, — децентрализованной инфраструктурой. Некоторые проекты совмещают идею децентрализованных соцсетей с peer-to-peer подходом.

Заключение

Веб может быть средой для создания уникального интерактивного опыта, местом для совместного творчества и поиска вдохновения, площадкой для экспериментов. Развитие веба не должно подчиняться корпоративным интересам. Это зависит от нас самих — от нашего понимания того, как веб устроен, как он работает и меняется, и от желания помогать ему развиваться и расширять возможности — как технологические, так и концептуальные.

Веб определяется тем, что делают в нем люди. Ваш собственный сайт может быть таким, каким хотите именно вы. Он может быть способом самовыражения, заявлением, манифестом — чем угодно. Сделайте свой сайт, наполните его ошеломительной красотой или пустотой и не подключайте к нему гугл-аналитику.

Сережа Захаров — веб-разработчик, работал в институте «Стрелка» и агентстве ONY. Делал сайты для дизайн-студии Electric Red, арт-директора Инджилы Самад Али, курса Future London Academy, шрифтовой студии Black Foundry, конференции In the City. Сейчас вместе с дизайнером Таней Ермолаевой занимается совместной независимой практикой по веб-дизайну и разработке.

Поделиться
facebook
vk
twitter

Раз в неделю мы присылаем письмо с подборкой новых выпусков Точки зрения