Портфолио. Три основных вопроса

Что показывать?

Портфолио — это не просто подборка самых красивых работ. В портфолио лучше добавлять те иллюстрации, которые вам хотелось бы повторять и развивать, поэтому постарайтесь честно ответить сами себе на вопрос: «Что вы любите в иллюстрации больше всего?». Я, например, люблю животных. Мои ниши — это нон-фикшн и научная иллюстрация. Те работы, которые вы выберете, отвечая на этот вопрос, будут костяком вашего портфолио. Они показывают вашу предпочитаемую нишу.

Если пока что у вас нет ответа на вопрос «что я люблю в иллюстрации больше всего?», нет представления о том, что бы хотелось показать в портфолио, еще не сложились четкие темы, авторский почерк — нужно дать себе время подумать и поресерчить. Ресерч — это вечный и универсальный инструмент. Посмотрите на сайтах крупных иллюстраторских агентств, какие есть жанры в иллюстрации. Поймите, что вам ближе — комиксовый визуальный язык или, например, детская нон-фикшн-иллюстрация. Изучите сайты конкурсов, о которых говорят последние пять лет, — возможно, работы номинантов и победителей вас вдохновят или напомнят о том, что вы хотели, но забыли нарисовать. Почитайте блоги ваших любимых creative people — там найдется и вдохновение, и особенности процесса работы, и новые имена. People tend to tag each other, you know. Попробуйте новые техники. Может, ваша истинная страсть — это дизайн упаковки с применением линогравюры, а вы еще ни разу не резали линолеум и не подозреваете об этом. Итак, ответ на вопрос «что показывать?» — это ваши любимые работы в тех областях иллюстрации, в которых вам интересно работать и дальше.

Зачем показывать?

Портфолио — это ваша визитная карточка. Когда вы показываете доделанные проекты, это прямо говорит о ваших компетенциях: вы довели работу до конца, и ее у вас приняли. Глядя на ваши работы, от вас будут ожидать подобных. Именно поэтому первый наш вопрос был «что я в иллюстрации люблю больше всего?». Сложно бесконечно повторять неприятное для себя, каким бы востребованным оно ни было. В идеальном мире нет аутонасилия. В нашем — можно постараться его минимизировать. Логично показывать в портфолио работы с теми заказчиками, с которыми вы хотите ассоциироваться в дальнейшем, и не показывать те проекты, работать в которых вам не понравилось. Итак, зачем мы показываем наши работы? Чтобы новые заказчики хотели заказать у нас иллюстрации, подобные нашим предыдущим.

Где показывать?

Вы можете выбрать подходящий для вас формат рассказа о своих работах, тут нет единого жесткого стандарта. Сила в разнообразии, поэтому мне кажется, что хорошо вести несколько площадок, показывающих вашу иллюстрацию и вас с разных сторон.

Завершенность

Показывать портфолио через уже свершившиеся проекты — это может быть ваш сайт/Behance/портфолио на сайте агентства. На сайте, в отличие от Behance, можно выстроить логику повествования — показать, в каких направлениях вы уже работали, что вы хотите делать, чем хороши ваши проекты, а не просто предложить полотно работ. Такой формат побуждает вас грамотно оформить результат своей работы. Для меня лично это еще и постановка точки, если проект на Behance — он готов, и хватит его улучшать. Что я имею в виду под грамотным оформлением работы? Помимо самой картинки там должен быть сопроводительный текст, в котором есть подробности процесса работы. Должно быть словесное описание иллюстрации — это поможет слабовидящим и тем, кому сложно сформулировать собственное описание. Должна быть информация о том, для кого и когда эта работа была сделана, какие были этапы создания работы (если вы сделали 600 набросков позы льва для логотипа, самое время про это рассказать), где она использовалась (примером, условно, тканевого паттерна будет фотография/рендер этой ткани или готовой одежды).

Сериал

Если вам комфортно рассказывать про свою работу в постоянном формате, вы можете вести креативный блог. На мой взгляд, это довольно вкусная история, позволяющая вам найти свое сообщество, потенциальных заказчиков и даже новые ниши. Еще формат «сериала» подходит таким же, как я, людям — страдающим от почти отсутствующей памяти. Момент — и ваша память в серии аккуратненьких квадратиков фида. Блог можно вести в любом ракурсе. В блоге могут быть рубрики — например, рассказ про готовую работу, обзор на детские иллюстрированные книжки, подборка любимых музеев, в которых можно порисовать, 10 советов тому, кто только начинает заниматься иллюстрацией.

Очень Серьезные Сайты

Попасть на эти сайты можно, только если вас одобрили. Это может быть и сайт конкурса, который вы выиграли, и портфолио на сайте агентства, которое вас репрезентует, и микростоки (не на все сайты можно просто прийти и загрузить свои работы), и онлайн-галереи с модерируемым контентом. Ваше присутствие на таких площадках — дополнительный гарант спокойствия для потенциальных заказчиков.

Как найти общий язык в новой реальности?

Начиная с конца февраля 2022 года мир кардинально изменился, и теперь тот факт, что вы из России и хотите работать, например, с итальянцами, может стать основой для весьма неприятного диалога или отказа в сотрудничестве. Я не верю, что наш мир закрылся, не верю, что мы вынуждены теперь существовать в вакууме. Никто не может отобрать у нас умение находить общий язык и быть полезными. Если вам очень хочется работать с каким-то конкретным агентством, которое пока что отказывается работать с русскоязычными иллюстраторами, — пишите, добивайтесь, учите языки, попробуйте дать человеку на той стороне возможность сказать, что для него сейчас является проблемой, выстраивайте диалог. В большинстве случаев люди работают с людьми.

Начать с того, что такое портфолио и зачем оно нужно, — важно. Но мне кажется, что сегодня вопрос скорее в том, какие скиллы нам надо прокачивать дополнительно к портфолио. Сейчас для иллюстратора главное — это социальный скилл, это умение договориться, объяснить свою позицию людям, которые не очень готовы вас слушать и изначально настроены пессимистично. Нам надо учиться разговаривать, в том числе про себя в профессии. Любая работа складывается не только из ваших скиллов и талантов, а еще из умения написать внятное сопроводительное письмо, из чувства такта и уважения к потенциальному работодателю, умения рассказать о своей работе, организовать собственный материал и создать условия удобной навигации внутри него. В русскоязычном пространстве это не принято: если ты хорошо рассказываешь про свою работу — это значит, что ты хвастаешься. Люди считают, что красота в глазах смотрящего, что за них все скажут их картинки. Нет, не скажут. Рядом придется писать пояснительный текст.

Я много говорю про описание работ, про мотивационное письмо и другие текстовые составляющие, потому что это неочевидная часть иллюстраторской работы. Если у вас не получается сделать это самим — договоритесь с кем-то пишущим, сколлаборируйтесь, попробуйте объяснить, зачем вы это нарисовали и что вы хотите этим сказать. Creative writing еще никогда не был так нужен, как сейчас, нам всем придется научиться обходиться словами. Глобально те шаги, которые нужно сделать, чтобы получить заказ, не поменялись. Это коммуникация, умение писать так, чтобы тебя поняли, это хорошая работа с портфолио, обстоятельный ресерч и терпение. Если вы готовы говорить и договариваться, вы сможете вместе прийти к компромиссу и придумать альтернативные способы сотрудничества.

Куда отправлять портфолио?

Вы ответили на все вопросы, и ваше портфолио готово. Куда с ним податься? Ответ зависит от ваших целей. То, как выглядит занятость иллюстратора(-ки), сильно отличается — от человека к человеку. Важный момент про поиск заказов или сотрудничества: постарайтесь подготовить себя к отказам и тишине в ответ. Это не вы плохой(-ая), это индустрия иногда так выглядит. Я надеюсь, что вас не коснется это, и первое же письмо увенчается успехом, но если нет, постарайтесь не дать этому себя разрушить. Так бывает, что на 100 писем приходит 10 ответов, и только два проекта готовы к диалогу.

Итак, куда можно послать портфолио? Можно рассылать свои работы в агентства, дизайн-студии, издательства, напрямую заказчикам, искать заказы на сайтах-агрегаторах или наделать сайтов и ждать у моря погоды.

Про агентства хочу сказать отдельно.

Плюсы работы с ними: это еще одна ваша визитка и гарант вашей адекватности как работника для будущих заказчиков, это реклама, это ведение ваших дел и поддержка, если возникают проблемы.

Минусы: в агентство сложно попасть, рынок непредсказуем — вы можете быть суперталантливым, но на ваш визуальный стиль сейчас может не быть спроса, иногда заказов десятки, иногда пусто. С издательствами похожая история. Их много, конкуренция высокая, поэтому нужно внимательно изучить, в какие именно издательства и агентства вы хотите попасть, и адресоваться им с хорошим мотивационным письмом. Вежливо выяснить, кому именно вы пишите, и обращаться к этому человеку по имени. Понятно, что тут нет прямой связи с мгновенным наймом, но это точно зачтется вам как человеку адекватному.

Визуальные материалы:

Дмитрий Лигай, Глеб Солнцев, Антония Лев, Даша Сурма, Наташа Джола, Саша Блосяк, Мина Милк, Bang! Bang! Studio, Илья Кутобой.

Материал подготовила Мария Баласанян

Поделиться