Илья Митрошин

Я обучался искусству дома – и ты сможешь

Наверное сейчас нашу жизнь уже нельзя представить без онлайн образования. Достаточно иметь доступ к интернету и можно получать массу знаний, просматривая мастер-классы, воркшопы, вебинары, лекции, проходя всевозможные курсы, нацеленные как на самообучение, так и курируемые преподавателями, которые вносят правки и дают обратную связь студентам дистанционно.

Сложно представить, как могло быть что-то подобное еще даже 30 лет назад, когда интернет только появился и находился на самой ранней стадии развития. Однако идея дистанционного образования и обучения родилась и начала широко использоваться уже давно.

Судя по многочисленным интервью с иллюстраторами, которые я видел или слышал, желание рисовать рождается в детстве и в зависимости от своей силы поздно или рано проявляется в той или иной степени. Я родился и провел детство, не подозревая, что через некоторое время появится интернет, а чуть попозже в нем появится практически все, что только можно пожелать. Поэтому страсть к рисованию у меня сложилась с помощью редких и манящих альбомов художников и музейных каталогов, которые собирались и покупались моими родителями.

С тех пор у меня сохранилось трепетное и почтительное отношение практически ко всем фолиантам, имеющим отношение к искусству и рисованию, которые попадают ко мне в руки. Книжные версии заменились со временем электронными, я из иллюстратора-самоучки постепенно вырос до осознания того, что иллюстрация может стать и быть моей основной профессией и сферой деятельности. Но любовь к книгам, обучающим любым аспектам рисования, навсегда осталась со мной, побуждая алчно, жадно и постоянно разыскивать интересные новинки и незаслуженно забытые шедевры.

Есть несколько книг по рисунку, которые для меня стали поворотными, знаковыми.

Первой из них стала, пока я еще учился в школе, как это сейчас не покажется смешным, книга Стэна Ли «Как рисовать комиксы в стиле Марвела». Смешным потому, что ни про комиксы, ни про Стэна Ли, ни уж тем более про Марвел я даже не слышал, а уж тем более не видел. Но это была первая в моей жизни книга, которая рассказывала не просто про красивые рисунки, а про то, как можно научиться их рисовать самому! И все казалось предельно понятным, простым и возможным. К сожалению, мое счастливое обладание этой книгой продлилось всего сутки, но оставило неизгладимый след, внезапное прозрение, что научиться и прокачаться в рисовании можно самому при помощи нужной книжки и при наличии хотя бы такого наставника, как ее далекий и недостижимый автор.

Второй такой книгой-потрясением стала одна из книг Готфрида Баммеса по анатомии во время обучения в институте. Я был поражен, насколько полно, подробно и досконально можно разложить творческую область на ладную, понятную и комплексную систему. Это было очередное прозрение, немного грустное, потому что привело к пониманию того, через сколько всего надо пройти и сколько всего выучить, чтобы попытаться дотянуться до новой заданной планки.

После этого через мои руки прошли десятки, если не сотни разных книг, посвященных рисованию. Очередное приятное открытие случилось, когда случайно в сети я натолкнулся на Курс Известных Художников - Famous Artists Course. Сначала я собирал отдельные отсканированные страницы, после чего сумел отыскать полную цифровую версию этого курса. Это не была в прямом смысле книга – оказалось, что это учебные материалы, по которым в Америке обучались рисовать множество разных людей.

И мне бы хотелось рассказать о далеко не первой, но пожалуй одной из самых интересных школ обучения рисованию и иллюстрации. Для этого надо будет перенестись на 70 лет назад в Америку.

В 1948 году Альберту Дорну, популярному и одному из самых высокооплачиваемых коммерческих иллюстраторов Америки, пришла в голову блестящая идея открыть школу, чтобы обучать всех желающих иллюстрации и живописи.

Иллюстратор-самоучка Альберт Дорн и самый известный и популярный художник Америки Норман Роквелл, чьи иллюстрации были знакомы каждому американцу, хоть раз державшему в руках любой из популярных журналов, призывали с объявлений выбрать своим ремеслом иллюстрацию и приобрести высокооплачиваемую и востребованную профессию.

Альберт Дорн: «Я обучался искусству дома — и ты сможешь».

Норман Роквелл: «Увлекательная…прибыльная карьера в искусстве может быть вашей. 12 знаменитых художников Америки покажут вам как!»

Альберт Дорн: «Сыты по горло? Своей нынешней работой? Выплатами, будущим? Вот секрет моего успеха: я учился рисовать дома и вы сможете!»

После Второй Мировой Войны в Америке начался бум образования. Ветераны войны, вернувшиеся с фронтов, хотели осваивать новые специальности и практические навыки, чтобы строить успешную карьеру в гражданской жизни. Этому способствовал и подписанный Рузвельтом в 1944 году закон «О возвращении военнослужащих в гражданскую жизнь», более известный как «Солдатский билль о правах». Государство помогало ветеранам войны получить высшее и дополнительное образование, выплачивая значительные денежные пособия, покрывающие стоимость обучения. Начала расти популярность курсов самообразования, когда новую специальность можно было освоить дома, получая все материалы по почте.

Послевоенное время было «Золотыми годами» американской иллюстрации: журналы пользовались огромной популярностью, рассказы и статьи щедро иллюстрировались. Большой спрос на иллюстрацию был в рекламной отрасли.

Альберт Дорн, заручившись поддержкой Нормана Роквелла, решил основать школу Известных Художников (Famous Artists School). Идея школы заключалась в том, чтобы дать возможность студентам со всей Америки получать образование в сфере искусства на самом высоком и профессиональном уровне, от лучших практиков в этой сфере. Несмотря на большой спрос и частые запросы от желающих, у большинства художников не было возможности индивидуально набирать учеников из-за большой загруженности работой.

Эту проблему можно было решить посредством дистанционного обучения. Пользуясь знаниями, опытом, секретами и множественными наработками самых именитых профессионалов отрасли, студенты могли комфортно обучаться у себя дома. Для полного вовлечения студентов в процесс обучения была предусмотрена форма обратной связи: в конце каждой части курса присутствовало задание, которое надо было выполнить и отправить по почте инструкторам, которые возвращали его отправителю с конструктивной критикой, советами и подробными рекомендациями.

Для разработки курса собралась действительно звездная команда из 12 лучших иллюстраторов и художников того времени. Помимо Альберта Дорна и Нормана Роквелла, в команду школы вошли Stevan Dohanos, Robert Fawcett, Ben Stahl, Harold Von Schmidt, Al Parker, Austin Briggs, Jon Whitcomb, Peter Helck, Fred Ludekens, and John Atherton.

Изначально каждый из основателей создал свой собственный курс, состоящий из 12 уроков. Предполагалось, что ученик сможет выбрать конкретного художника, у которого он предпочтет учиться. Однако большинство учеников выбирало самого известного из преподавателей – Нормана Роквелла, из-за чего модель пришлось изменить. Впоследствии все материалы этих персональных курсов были объединены в один общий, который стал максимально полной, разносторонней и более обширной программой. Все основатели школы были очень плотно вовлечены в процесс разработки курсов, создали множество оригинальных работ для примеров и пояснений текста. Кроме того, они постоянно работали с командой инструкторов, проверяющих работы подписчиков и дающих обратную связь и комментарии, проводя многочисленные тренинги и воркшопы. «Арт-школа для каждого и где угодно», гласила реклама школы, которая появилась во множестве популярных журналов, в брошюрах комиксов и газетах.

Для привлечения студентов использовались и хитрые рекламные ходы. Например, в популярных журналах печаталось объявление, согласно которому все желающие могли совершенно бесплатно проверить свои силы в рисовании. Победителю обещали полную оплату курса. Всем желающим высылалась подробная брошюра с тестовыми заданиями. После сдачи теста представитель школы инициировал встречу с родителями студента и убеждал их купить курс. Для многих стоимость курса оказывалась слишком большой и разгневанные отцы семейств прогоняли представителей школы, как надоедливых коммивояжеров.

Предложенный школой в 1948 году курс предлагал обучение по специальности «Иллюстрация и дизайн», позже в 50-х были добавлены курсы живописи и мультипликации. В 60-х школа открыла курсы по фотографии и писательскому мастерству.

Трехгодичный курс по иллюстрации стоил 200 долларов (с возможностью помесячной оплаты), на то время это было весьма солидной суммой, сравнимой с годовым обучением в Гарварде. Но авторы курса обещали, что благодаря ему ученик сможет получить востребованную и хорошо оплачиваемую профессию. За эти деньги студент получал большую папку- скоросшиватель, в которую подшивались 24 урока, которые поочередно отправлялись ему по почте. После прохождения урока и выполнения заданий студент получал по почте следующий урок и новое задание.

И сейчас на многих сайтах можно встретить оригинальные винтажные разноцветные папки-блендеры, в которые студентам предлагалось подшивать приходящие по почте задания.

Курс действительно был основательным и многосторонним. Вот перечень уроков, которые в него входили:

  1. Материалы и инструменты
  2. Форма – основы рисования
  3. Композиция
  4. Рисование человека
  5. Анатомия и фигура в движении
  6. Голова и руки
  7. Рисование одежды, драпировок и костюмов
  8. Фигуры в композиции
  9. Форма, текстура и поверхности
  10. Перспектива для художников
  11. Пейзажи и интерьеры
  12. Рисование животных
  13. Рисование людей всех типов
  14. Продвинутая композиция
  15. Продвинутый линейный и тональный рисунок
  16. Цвет
  17. Леттеринг
  18. Принципы дизайна
  19. Дизайн рекламы и многостраничных изданий
  20. Оригинальный дизайн
  21. Процессы производства
  22. Продакшн
  23. Модная иллюстрация
  24. Иллюстрация в телевидении

Изучив теоретическую часть, студенты выполняли задания, подробно прописанные в конце каждого курсу и отправляли их по почте инструкторам. В штаб-квартире более 50 профессиональных инструкторов под постоянным контролем отцов-основателей школы детально разбирали задания учеников. Помимо подробных писем с разбором ошибок и практическими советами, работы учеников сопровождались кальками с прорисовкой поверх оригинального рисунка ключевых правок и замечаний.

Такой способ обучения оказался не только эффективным, но и чрезвычайно востребованным и популярным. За время существования школы курсы прошли десятки тысяч учеников. Далеко не все из них стали известными художниками и иллюстраторами, но многие смогли значительно повысить и развить свои навыки и успешно продолжили свой творческий путь в иллюстрации, анимации, живописи, комиксах и других отраслях изобразительного искусства.

Школа просуществовала практически до наших дней. Несмотря на то, что материалы курсов были разработаны 70 лет назад, практически весь их материал все еще остается уникальным и актуальным.

В чем же секрет успеха этой Школы Известных Художников? С одной стороны они очень удачно выбрали место и время для своего предложения. Огромный эффект сыграл принцип синергии. Это не преувеличение и работы каждого из 12-ти создателей школы действительно можно было встретить ежедневно в самых популярных журналах, газетах, рекламе того времени. Все они были профессионалы, отточившие свои приемы годами успешной работы, на практике проверившие все принципы и методики, которыми они делились со своими студентами.

Важна была и прекрасно налаженная обратная связь, которая практически воплощала собой персональный и индивидуальный надзор преподавателя, благодаря которой каждый ученик получал детальные, личные и точные рекомендации в зависимости от своего уровня и достижений.

Учебные пособия школы до сих пор интересны и уникальны. Помимо возможности проникнуться атмосферой создания выдающихся графических и живописных работ того времени, курс действительно дает максимально полную и цельную информацию о практически всех необходимых навыках иллюстратора. А блоки, рассказывающие о композиции и принципах организации пространства в иллюстрации до сих пор редко встречаются в современных изданиях в таком комплексном и упорядоченном виде.

Ближе всего по духу и содержанию курса к нему стоят книги Эндрю Лумиса, посвященные рисованию, которые создавались примерно в это же время и которые до сих пор остаются признанными бестселлерами в обучении рисунку. В случае Famous Artists School это тот же бесценный практический опыт, но умноженный на 12 разных манер и стилей.

Так что, если у вас как-нибудь останется свободное время от выполнения заданий онлайн курсов с преподавателями или от самостоятельного изучения любых аспектов рисования с помощью курсов по подписке, найдите время и поищите в сети Famous Artists Course или Famous Artists Cartoon Course – и я уверен, вы точно не пожалеете!

Поделиться
facebook
vk
twitter

Раз в неделю мы присылаем письмо с подборкой новых выпусков Точки Зрения