Все дисциплины, что я преподаю, можно объединить словами «визуальная культура». Это ключевая область знания как для художников, так и для дизайнеров.

Когда я преподаю визуальный язык и семиотику, на занятиях мы разбираем, как функционирует невербальный язык. В студийной студенческой практике выделяются три этапа. Первый — индексация. Это создание некоего архива образов и выделение элементов визуальной системы. Второй — трансформация. То есть использование этих знаний в новых медиа — от интерактивных экспериментов или видео до виртуальной реальности. Третья фаза — риторическая, где студенты учатся анализировать и прослеживать развитие своей визуальной системы. Проявления визуального языка могут быть самыми разными — графические формы, видео, геометрические, пространственные или световые решения.

Я также считаю важным давать студентам теоретическую основу через подборку критических текстов. Мы разбираем актуальные для современной творческой практики работы Бориса Гройса, Маршалла Маклюэна и Metahaven. Или это могут быть тексты художников 1960-х годов о механизме развития концепции. Например, эссе Сола Левитта «Параграфы о концептуальном искусстве» — для развития интуитивного и критического мышления это очень полезный текст.

Дизайн-мышление — это метод понимания процесса, осознание конкретной задачи или ситуации и последовательных шагов для ее решения. Навыки артикуляции своей деятельности — то есть формулировки того, чем ты занимаешься.

Когда российский график Владимир Андреевич Фаворский (по словам Эрика Булатова) описывал букву на странице, сравнивал ее с мухой, которая плавает в молоке: она не улетает, но и не тонет.

Мне до сих пор кажется актуальным определение Дитера Рамса — это классический модернистский подход:

  1. Хороший дизайн инновационен.
  2. Хороший дизайн делает вещь удобной в использовании.
  3. Хороший дизайн эстетичен.
  4. Хороший дизайн делает вещь понятной.
  5. Хороший дизайн ненавязчив.
  6. Хороший дизайн честен.
  7. Хороший дизайн долговечен.
  8. Хороший дизайн продуман до мельчайших деталей.
  9. Хороший дизайн — это экологичность.
  10. Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна.

Но также я дополняю это и методологией от Фишли и Вайса «Как работать лучше»:

  1. Делайте одно дело за раз.
  2. Знайте проблему.
  3. Научитесь слушать.
  4. Научитесь задавать вопросы.
  5. Отличайте смысл от бессмыслицы.
  6. Принимайте перемены как неизбежность.
  7. Признавайте ошибки.
  8. Говорите просто.
  9. Будьте спокойны.
  10. Улыбайтесь.

Мой первый диплом — в дизайн-коммуникациях, моим научным руководителем был Стефан Загмайстер в Нью-Йорке в Parsons School of Design. Я попал в число выпускников его самого первого набора, когда он только начинал преподавать и было видно, что этот опыт очень важен для него.

Как для преподавателя для Загмайстера был принципиален концепт — его остроумность, оригинальность и точность решения, а стилистическое воплощение не играло столь важной роли.

Потом я поступил в магистратуру Бард-колледжа (Bard MFA). Это интенсивная трехгодовая программа, посвященная современному искусству, с отличным преподавательским составом и активным сообществом выпускников. Программа подчеркивает связь с Black Mountain College (преемник Баухауса в США) и включает живопись, скульптуру, кино/видео, поэзию и экспериментальную работу со звуком.

Искусство и дизайн — это два разных дискурса, в каждом есть свой собственный контекст, собственная история, собственный фокус, причины. Моя задача как преподавателя визуальной культуры двадцатого века и современности — научить студентов видеть разные точки зрения, подбирать тексты, которые необходимо знать для того, чтобы понимать свою траекторию и взаимодействие с историческим контекстом, и дать им возможность сформулировать свою точку зрения и подход. В искусстве ты сам создаешь содержание, высказывание и среду, в которой ты себя позиционируешь. Мало того, что ты создаешь свою практику, ты заодно обозначаешь и контекст, в котором стоит ее воспринимать. Это часть творческой задачи.

Мое настоящее посвящение в дизайн началось, когда я выпустился и попал на работу в студию Pentagram, где я по-настоящему понял практическую составляющую и нью-йоркскую школу — модернистский дизайн с внимательным отношением к типографике, концепции и графическому исполнению. Вообще, в девяностые годы в США графический дизайн был в центре внимания. Это было интересное время экспериментов в типографике и новых журналов — таких как Emigre и Design Writing Research. Появление компьютеров меняло возможности и понимание профессии.

Затем я работал арт-директором у Ральфа Аппельбаума (RAA), разрабатывал дизайн экспозиции музея стекла Corning под Нью-Йорком. Потом у меня было свое небольшое креативное бюро с партнером. Но также я занимался дизайном объектов — с тремя одногруппниками мы создали коллекцию предметов, которая попала в первую триеннале музея дизайна Cooper Hewitt в Нью-Йорке. Это было рефлексией на текст Адольфа Лооса «Орнамент и преступление». Дизайн моих фарфоровых шахмат находится в постоянной коллекции МОМА в Сан-Франциско.

Сейчас я преподаю, консультирую и работаю в студии над своими проектами. За последние 15 лет это были соло и групповые выставки, персональный проект Венецианской биеннале, музейные выставки в США и Европе. В Канаде у меня был музейный исследовательский проект, посвященный ВХУТЕМАСу. В этом году я участвовал в Уральской индустриальной биеннале — там очень интересная кураторская команда и состав художников.

Последнее время я много работаю как художник с архитектурными проектами. Для меня это продолжение конструктивистского метода синтеза искусств, который требует понимания дизайна и архитектурной традиции, и возможность сотрудничества с архитектурными коллективами — Steven Holl Architects в Нью Йорке и несколько московских бюро.

Меня интересуют новые технологии и возможности их применения в своей художественной практике. Например, последний проект, над которым я работал в рамках арт-резиденции технического университета Дрездена в этом году. Арт-резиденция посвящена взаимодействию гуманитарных и технических наук, а непосредственно эта программа была с акцентом на искусственный интеллект. Туда приглашают одного художника каждый год для исследования и сотрудничества с университетом. Я работал с факультетом математики и департаментом компьютерной графики и визуализации над алгоритмическими способами развития художественной формы. Современные технологии всегда были важной частью модернистского вектора в искусстве. В наш век это искусственный интеллект, который совсем скоро станет неотъемлемой частью повседневности. Получилось занимательное исследование. Выставка A&I продлится до марта 2022 года.

Разговаривала Дарья Сорокина

Поделиться