Наташа Джола

«Собственный стиль — это лишь вершина айсберга»

Иллюстратор Наташа Джола — об актуальной графике, о том, как начать работать с крупными международными брендами, как выработать собственный стиль, а в каких случаях можно обойтись без него.

О судьбе

Я недавно подсчитала, что отношусь уже к пятому поколению нашей семьи, которое занимается творческими ремеслами и профессиями. Видимо иллюстрация — это моя судьба. Я всегда рисовала и знала, что буду этим заниматься в будущем.

О вкусовщине

В какой-то момент у меня прошел этап вкусовщины. Я поняла, что самая разная иллюстрация может быть классной. Хорошая иллюстрация ближе к искусству, она пробуждает сильные эмоции, которые не зависят от стиля и моды.

О собственном стиле

Поиск своего стиля можно сравнить с протиранием мутного зеркала — ты всматриваешься в отражение, чтобы разглядеть свою уникальность. Такой процесс постепенного очищения и вглядывания в особенности своей личности, характера, интересов.

Призму, через которую вы смотрите на мир, можно настраивать по-разному. Например, вести скетчбук, делать наброски значимых моментов и интересных деталей, собирать предметы, продумывать свой стиль в одежде.

В работах всех ярких художников и иллюстраторов чувствуется это длительное созерцание самого себя. Потому что иллюстрирование предполагает долгое нахождение наедине с собой.

Об актуальной иллюстрации

Чтобы работать в интересных проектах, важно иметь насмотренность в сфере современной графики и делать что-то актуальное.

Но умение переобуваться и оставаться актуальным не отменяет личного узнаваемого стиля. Новые визуальные стилистики и тенденции — как новая прошивка. iPhone 7, iPhone 8, iPhone 10 — меняются модели, но мы всегда видим, что это айфон. Можно адаптироваться и быть верным себе — здесь нет противоречия. Это как кольца в стволе дерева — каждый год новое кольцо, но дерево то же самое.

О техничности

Многие считают, что главное для иллюстратора — иметь свой стиль. На самом деле это далеко от правды. К примеру, в игровой индустрии иллюстратор может вообще не иметь своего стиля, зато быть очень подкованным технически и уметь круто рисовать. Важно работать быстро, уметь проводить исследование, знать рабочие процессы в команде, уверенно использовать программы, понимать техническую сторону дела. А собственный стиль — это лишь вершина айсберга, под которым еще очень большой пласт знаний.

О тренировке

Иллюстрация как спорт или йога. Без постоянных тренировок ничего не получится. Можно быть очень насмотренным, иметь миллионы сохраненных картинок на Pinterest — но прежде всего нужна набитая рука.

Поэтому начинающим иллюстраторам я бы посоветовала придумать себе какой-нибудь проект, требующий регулярного рисования, — например, собрать саундтрек из 90 композиций и три месяца ежедневно рисовать иллюстрации к песням. Результат можно выложить в соцсети как законченный проект, который сможет привлечь заказчиков.

О необходимости изучать 3D

Минимальные знания 3D — новая норма. Это обязательное требование при приеме в хорошие компании для графических дизайнеров и иллюстраторов. 3D-иллюстрация — это тренд последней пары лет. Ко мне приходит все больше запросов на 3D, и, учитывая интерес к VR и Metaverse, этот тренд будет только развиваться.

О поиске заказов

Если иллюстратор выкладывает много качественных работ, хорошо оформляет свои проекты, регулярно ведет соцсети — велик шанс, что заказчики напишут ему сами. Но если не пишут, можно рассылать самому портфолио с ненавязчивой формулировкой: «Буду рад с вами когда-нибудь посотрудничать». Имейлы арт-директоров журналов и агентств всегда можно найти на сайтах. Эта схема работает — сама проверяла когда-то в начале карьеры.

О работе с классными брендами

Бренды ищут бренды. Им интересны иллюстраторы с собственным узнаваемым лицом. Поэтому полезно выстраивать свой образ, представлять себя как некий продукт в соцсетях и иметь цельность. Брендам важно понимать, какой посыл ты несешь в своей работе — например, ты современная, дерзкая или женственная. Лично у меня веселый, позитивный стиль, который соответствует моему характеру и подходу к жизни.

О работе с иностранными заказчиками

Я работала с американскими и британскими журналами Popular Science, Quartz, Culture trip и с большими брендами вроде Nike и Apple. Западные заказчики просят показывать мультикультурность. Я часто получала комментарии по поводу цвета кожи и пожелания изобразить людей разных национальностей. Для иллюстраторов, которые хотят работать для международных брендов, — это очень важный момент.

О поддержании креативности

Одна из комнат у меня отдана под мастерскую — я стараюсь создать там пространство для вдохновения, развешиваю бумажные скульптуры, мудборды, наброски — это мой мирок, safe space, в котором я возвращаюсь к пониманию того, кто я есть.

Фантазия и вдохновение — не работают, когда человек устал и перегорел. В утомленном состоянии можно делать только технические вещи, работать через ум и логику, но не через интуицию. Самые свежие и классные идеи приходят ко мне, когда я выспавшаяся, сытая и чувствую себя счастливой. Очень важно следить за своим физическим и психологическим состоянием.

Любимые художники, книги и медиа

Hudson Christie

Очень нежные иллюстрации, удачно симулирующие пластилин и глину с помощью 3D.

Jack Sachs

Абстрактные и смешные 3D-скульптуры с очень хорошими материалами и текстурами.

Harry Bhalerao

Ранние работы Гарри — настоящая кукольная анимация. Интересно смотреть, как ему удалось сохранить свой метод и перенести его в компьютер.

kotok.toys

Чудесное российское производство элементов декора и игрушек, вдохновленных народным искусством. Я большой фанат.

Rythmetic

Классика экспериментальной анимации — короткометражка, которая показывает, как минимальными графическими методами рассказать целую историю.

Sofio Gongli
Иллюстрация с фольклорными мотивами на одежде и украшениях.

Understanding Comics, Scott McCloud

Эта цельная и понятная книжка про сторителлинг в графике ответила на множество моих вопросов.

Разговаривала Ася Чачко

Поделиться
facebook
vk
twitter

Онлайн-школа дизайна и иллюстрации Bang Bang Education

Раз в неделю мы присылаем письмо с подборкой новых выпусков «Точки зрения».