Многие джуны боятся отступать от правил в дизайне — и это нормально. Наступает время, когда хочется двигаться дальше, а прислушиваться к своему профессиональному чутью все еще страшно. Перейти этот рубеж трудно, но если ищешь свой стиль — придется довериться себе и иногда отбрасывать всякие «можно» и «нельзя».

Расспросили арт-директора журнала «Театр» и нашу преподавательницу Наташу Агапову о том, как она проживала этот опыт, кто из дизайнеров знаменит своей дерзостью и где грань между осознанным нарушением правил и невежеством.

Помнишь ли ты момент, когда стала опираться в работе на свою интуицию?

Я бы не сказала, что был какой-то переломный момент: уверенность пришла с опытом. Мне повезло работать в Ostengruppe: там все были взрослые и великие, делали потрясающие вещи, очень свободные — и по придумыванию, и по пластике. У каждого был свой подход, свой язык. Такая среда очень мотивирует. Поначалу было непросто, но со временем муки творчества уступили место удовольствию от процесса.

Еще была традиция обсуждать работы и советоваться — ужасно интересно следить за ходом мысли старших товарищей и наблюдать, как они решают творческие задачи. И, конечно, комментарии и советы близких по духу коллег дорогого стоят. Когда видишь, как другие воспринимают твои работы, начинаешь чувствовать себя свободнее. Помню, как важно было услышать от коллег слова одобрения, а в какой-то момент я сама стала себе говорить: «О, молодец, хорошо придумала!» Тогда, кажется, уверенность и появилась.

В чем разница между осознанным нарушением правил и пренебрежением ими?

В институте нас учили работать по правилам, но было скучно. Никакие правила не могут оправдать унылую работу. Дизайн должен быть активным, бодрым, веселым, остроумным, игривым, брутальным — каким угодно, только не скучным. Иначе непонятно, зачем тратить время.

Думаю, что сегодня каждый вправе выстраивать свою систему координат. Если вы решаете, что вам важно следовать каким-то правилам, — тогда их нужно знать и соблюдать. Приведу пример: допустим, вы решили работать в традициях классической типографики — «хороший вкус», внимание к деталям, изящные пропорции... Тогда вам, конечно, нужно знать, как эта классическая типографика выглядит, читать Чихольда, Брингхерста и так далее. Пренебрежение правилами в таком контексте будет ошибкой.

Если же ваша эстетическая вселенная не совместима с общепринятыми представлениями о хорошем тоне, то правилами можно пренебречь. Главное — последовательность в принятии решений.

Расскажи о дизайнерах, чей бессовестный типографический «вандализм» может быть оправдан. Почему это круто работает?

● Основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти*

Классический пример типографического «вандализма» лучше всего комментирует сам Маринетти в книге стихов Les mots en liberté futuristes (Милан, 1919): «Я осуществляю типографическую революцию, направленную главным образом против идиотских тошнотворных книг пассеистических стихов, с бумагой XVI столетия, украшенной галерами, Минервами, Аполлонами, заглавными буквами и вензелями, мифологическими овощами, эпиграфами и римскими цифрами. Моя книга должна быть футуристическим выражением нашей футуристической мысли. Еще лучше: моя революция направлена и против так называемой типографской гармонии, противной приливу и отливу стиля, разворачивающегося на странице. Мы будем употреблять на одной странице три или четыре разных цвета, а в случае необходимости — двадцать разных шрифтов. Например: курсив для сходных и быстрых ощущений, которые сменяют друг друга; жирный для бурных звукоподражаний и т. д.: новое понятие типографически-живописной книжной страницы».**

● Родоначальник гранж-типографики Дэвид Карсон

Калифорнийский серфер Дэвид Карсон не имел специального образования и мог себе позволить не только игнорировать правила, но и намеренно эпатировать публику. Статья в музыкальном журнале Ray Gun, набранная символьным шрифтом Dingbats, вошла в историю дизайна. Его работы — экспериментальные и интуитивные, порой напоминают случайные нагромождения букв и изображений, но воздействуют на эмоциональном уровне.

● Арт-группировка Metahaven

А что если сам контент, с которым работает дизайнер, не вписывается в общепринятые рамки? Проекты студии Metahaven связаны с поиском нового визуального языка для новых явлений и институций — самопровозглашенного государства на платформе в Северном море, WikiLeaks и прочих.

● Парижская дизайн-студия Vier5

Работы студии Vier5 не вписываются в общепринятые представления о хорошем тоне, ведь их задача — создание индивидуального высказывания. Через эксперименты с типографикой студия создает современный визуальный язык.

Постеры студии Vier5. Источник

● Голландская школа Werkplaats Typografie

Школа Werkplaats Typografie по сути — постдок для дизайнеров. Экспериментальные проекты студентов связаны с типографикой, но затрагивают куда более широкий спектр дисциплин: от современного искусства до разного рода исследований.

Как определить, что проект только выиграет от того, что не будет отвечать очевидным требованиям дизайн-сообщества?

Дизайн ориентирован на прогресс, и дизайнеры обычно открыты новому. В нашей профессии ценится смелость, нестандартный подход и мастерство, расширяющее границы профессии. Во всяком случае, именно такие работы получают награды и признание. Достаточно посмотреть архивы конкурсов 100 Beste Plakate, AIGA Design Archives, The Best Dutch Book Designs, чтобы убедиться в этом.

Из архива 100 Beste Plakate 2021. Источник

Консерватизм может встречаться со стороны заказчиков, технологов, редакторов или, например, маркетологов. Потому что многим хочется комфорта, а комфортно то, что привычно. Здесь нужно смотреть на задачу — не каждый проект предполагает эксперимент.

Еще хочу отдать должное создателям учебников и методичек. Они пишут правила из лучших побуждений и руководствуются определенной логикой, законами восприятия и техническими ограничениями. Это своеобразная защита от необдуманных действий и непрофессиональных рук.

А вот если у дизайнера есть достаточно опыта и здравого смысла, то он вполне может обойтись без всяких там рекомендаций. Потому что соответствие задаче и обоснованность решений важнее абстрактных правил.

Что делать дизайнеру со страхом быть неверно понятым? Страхом того, что твою смелость могут расценить как невежество?

Лучший способ себя проверить — посмотреть, соответствует ли результат поставленной задаче. Эксперимент может быть удачным, а может и нет. В любом случае это опыт, который приводит к новым знаниям. Важно в самом начале работы определиться с целеполаганием. Дизайн ради дизайна, как и эпатаж ради эпатажа, не имеет никакого смысла. Если ваши решения оправданы и обоснованы — у вас все хорошо, бояться нечего.

А еще не стоит относиться к работе слишком серьезно. Мы занимаемся дизайном для удовольствия, работа должна приносить радость. Всегда видно, когда у дизайнера есть чувство юмора и (само)ирония: в работах появляется легкость, и творческие неудачи воспринимаются легче.

Сталкивалась ли ты сама с такими переживаниями? Они уходят с опытом?

Надо мной всегда подтрунивали за излишнюю интеллигентность. Так что у меня был другой страх — сделать слишком правильно. А в дизайне всегда лучше пережать, чем недожать. Как-то, в самом начале карьеры, один заказчик выдал мне такой бриф: «Делайте что хотите, но запомните: я не люблю, когда обычно». Эта фраза до сих пор всплывает у меня в голове, когда я начинаю работать над новым проектом.

С опытом приходит осознанность, начинаешь доверять себе, становится легче принимать решения. Но есть и оборотная сторона. Когда вы чему-то научились, вы начинаете активно использовать те приемы, которые у вас хорошо получаются. Так работать комфортно, но есть риск стать заложником готовых схем и перестать двигаться дальше. Важно про это помнить, быть гибким и открытым и не бояться нового.

Интервью брала Шура Кузнецова.

*Работы Ф. Т. Маринетти упоминаются в тексте исключительно как пример типографической революции начала XX века. Редакция не поддерживает идеологические взгляды Ф. Т. Маринетти

**Источник цитаты — Ян Чихольд «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера» (Москва—2011, издательство «Студии Артемия Лебедева»)

Изучите принципы оформления текста и собирете портфолио из работ, созданных на курсе

Поделиться