Может ли дизайнер или небольшое дизайн-сообщество повлиять на мир или хотя бы на общество вокруг себя? Спасти от кризисов и отвести от катастрофы? Нет. Не тешьте себя иллюзиями.

Набившие оскомину «эко-френдли», «спасем планету», «борьба против коррупции» и другие подобные повестки только смещают фокус с главных проблем системы, в которой мы живем, на фантомные боли и следствия работы этой системы. Они пытаются перевести ваш взгляд, а через вас — взгляд других. Я не говорю про конкретные государства, правительства или людей. Я говорю про капиталистическую систему, основанную на прибыли и потреблении. Можно сколь угодно долго говорить корпорациям и государственным заказчикам о гуманизме, экологии и улучшении системы образования. Но слушать вас будут только при наличии ключевых слов «коммерческая выгода». Так что не стоит ждать заказов и запросов от корпораций, государств и компаний на разработку продуктов, которые будут основаны не на фастфудном потреблении, а на созидании. Потому что именно фастфудное, бездумное потребление и обеспечивает постоянный приток прибыли.

До тех пор, пока наше общество основано на потреблении, дизайн должен и будет способствовать исключительно этому процессу. А все попытки изменить мир с помощью теории малых дел утонут на общем фоне — как статистическая погрешность. Конечно, я не говорю, что через изменение общественного сознания нельзя повлиять на окружающую нас действительность — можно. Но для этого малые дела должны стать большими — количество сообщений, лекций, книг, видеообращений и граффити, требующих перемен, должно вырасти максимально. Как писал философ Герберт Маркузе, «ключом к победе является расширение социальной базы движения».

Дизайн не создает, а обслуживает и смазывает шестерни, которые двигают экономические механизмы. Но я убежден, что, если дизайн-сообщество проснется, начнет влиять на эти механизмы — умышленно замедлять, ускорять или перенаправлять какие-то процессы на благо общества — мы сможем незаметно для заказчиков сменить вектор потребления в сторону созидания.

Опасно ждать спонсоров и грантов. Сообщество дизайнеров, которое хочет изменить мир, должно черпать вдохновение не во внешнем мире богатых покровителей и грантов, а в собственной цеховой солидарности.

«Солидарность и самоорганизация являются единственным по-настоящему надежным — и возвышающим личность — способом самозащиты», — пишет социолог и левый публицист Борис Кагарлицкий. Запрос на переход от потребления к созиданию должен исходить от инициативной группы критически мыслящих трудящихся, которая будет делать это исключительно с намерением изменить основу системы. Я прекрасно осознаю, что такие слова, как «коллектив», «профсоюз» или «трудящиеся» переживают на постсоветском пространстве не самые лучшие времена в связи с идеологической вакцинацией контрреволюцией 90-х. Но в остальном мире продолжается процесс пробуждения общества и самоорганизации трудящихся, в том числе в дизайн-сообществе. Об этом свидетельствуют и забастовки рабочих в самых прогрессивных «потребительских» странах, и возрастающее давление профсоюзов на работодателей и властные структуры.

Я не имею ввиду профсоюз как таковой — в современном, технологичном мире есть и другие инструменты цеховой солидарности и поддержки. Это могут быть электронные фонды поощрения «за полезный дизайн», коллективная помощь тем, кто потерял работу из-за идеологических разногласий с заказчиком, сообщества в социальных сетях для продвижения общих идей, юридическая поддержка и организация коллективных действий в сфере дизайна.

Конечно, в первое время, резонанс от лекций или выступлений или статей как эта будет минимальным. Сознанию потребителя непонятно, зачем что-то менять или начать производить, если можно просто продолжить потреблять — чрезмерно потребить информацию, а потом потребить услуги психолога, чрезмерно потребить еду, а потом потребить фитнес зал или услуги диетолога. В сознании живет модель — потребление лечится другим потреблением. И эта повестка навязана людям извне, она не является естественной и не является логичной. Ведь проще и легче НЕ потреблять яд, чтобы потом НЕ потребить противоядие. Cмена этой модели— трудная и неблагодарная работа, она требует полной отдачи. Наша задача — достучаться до максимального количества думающего, критически мыслящего и прогрессивного сообщества, чтобы через свою трудовую деятельность сменить модель общества. И преобразовать количество думающих в новое качество общества. Помимо фондов, лекций и выступлений, одной из форм борьбы с обществом потребления может быть корректировка ТЗ заказчика. Например, можно доказывать, что вместо рекламы тренажерного зала нужно делать упор на умеренное потребление пищи — это позитивно скажется на бренде фитнес-компании. Использовать стратегию никотиновых корпораций: борьба с последствиями курения и только скрытая, вместо явной, реклама сигарет.

В случае же поступления заказа на «эко-френдли», «спасем планету», «против коррупции» и другие модные повестки следует постараться проанализировать, в чем реальная выгода для клиента и соответствует ли посыл, транслируемый в рекламе, реальной пользе. Так, например, эко-упаковка может оказаться более грязной в производстве, чем пластик, но работать на рост продаж, способствуя не только обогащению заказчика, но и большему загрязнению окружающей среды. Следует избегать подобных заказов или менять их вектор. Может ли отдельный дизайнер или небольшое комьюнити повлиять на мир или общество вокруг себя? Нет. Только если дизайнеры сплотятся в большое сообщество и целенаправленно и осмысленно начнут влиять на общественное сознание. Для этого нужно, чтобы проблема общества потребления обеспокоила всех нас, в том числе сытых и живущих на гранты дизайнеров и художников. В противном случае сужающиеся рынки, рост безработицы, нарастающие противоречия капиталистической системы и кризисы рано или поздно сделают потребление вовсе невозможным. И тогда общество проснется самостоятельно. Но будет уже поздно.

Константин Новиков —моушн-дизайнер, саунд-дизайнер, преподаватель курсов Моушн-дизайн: от простого к сложному и Моушн-дизайн: продвинутый курс по анимации.

Поделиться