Константин Новиков

Общество слепых котят

Моушн-дизайнер и преподаватель Bang Bang Education рассуждает об обществе потребления и обманчивых лозунгах, призывает сообщество дизайнеров к солидарности и борьбе.

О том, может ли дизайн
спасти мир

Может ли дизайнер или небольшое дизайн-сообщество повлиять на мир или хотя бы на общество вокруг себя? Спасти от кризисов и отвести от катастрофы? Нет. Не тешьте себя иллюзиями.

Набившие оскомину «эко-френдли», «спасем планету», «борьба против коррупции» и другие подобные повестки только смещают фокус с главных проблем системы, в которой мы живем, на фантомные боли и следствия работы этой системы. Они пытаются перевести ваш взгляд, а через вас — взгляд других. Я не говорю про конкретные государства, правительства или людей. Я говорю про капиталистическую систему, основанную на прибыли и потреблении. Можно сколь угодно долго говорить корпорациям и государственным заказчикам о гуманизме, экологии и улучшении системы образования. Но слушать вас будут только при наличии ключевых слов «коммерческая выгода». Так что не стоит ждать заказов и запросов от корпораций, государств и компаний на разработку продуктов, которые будут основаны не на фастфудном потреблении, а на созидании. Потому что именно фастфудное, бездумное потребление и обеспечивает постоянный приток прибыли.

До тех пор, пока наше общество основано на потреблении, дизайн должен и будет способствовать исключительно этому процессу. А все попытки изменить мир с помощью теории малых дел утонут на общем фоне — как статистическая погрешность.

Об ответственности
дизайн-сообщества

Конечно, я не говорю, что через изменение общественного сознания нельзя повлиять на окружающую нас действительность — можно. Но для этого малые дела должны стать большими — количество сообщений, лекций, книг, видеообращений и граффити, требующих перемен, должно вырасти максимально. Как писал философ Герберт Маркузе, «ключом к победе является расширение социальной базы движения».

Дизайн не создает, а обслуживает и смазывает шестерни, которые двигают экономические механизмы. Но я убежден, что, если дизайн-сообщество проснется, начнет влиять на эти механизмы — умышленно замедлять, ускорять или перенаправлять какие-то процессы на благо общества — мы сможем незаметно для заказчиков сменить вектор потребления в сторону созидания.

Опасно ждать спонсоров и грантов. Сообщество дизайнеров, которое хочет изменить мир, должно черпать вдохновение не во внешнем мире богатых покровителей и грантов, а в собственной цеховой солидарности.

«Солидарность и самоорганизация являются единственным по-настоящему надежным — и возвышающим личность — способом самозащиты», — пишет социолог и левый публицист Борис Кагарлицкий. Запрос на переход от потребления к созиданию должен исходить от инициативной группы критически мыслящих трудящихся, которая будет делать это исключительно с намерением изменить основу системы.

О профсоюзах, коллективах и левой лексике

Я прекрасно осознаю, что такие слова, как «коллектив», «профсоюз» или «трудящиеся» переживают на постсоветском пространстве не самые лучшие времена в связи с идеологической вакцинацией контрреволюцией 90-х. Но в остальном мире продолжается процесс пробуждения общества и самоорганизации трудящихся, в том числе в дизайн-сообществе. Об этом свидетельствуют и забастовки рабочих в самых прогрессивных «потребительских» странах, и возрастающее давление профсоюзов на работодателей и властные структуры.

Я не имею ввиду профсоюз как таковой — в современном, технологичном мире есть и другие инструменты цеховой солидарности и поддержки. Это могут быть электронные фонды поощрения «за полезный дизайн», коллективная помощь тем, кто потерял работу из-за идеологических разногласий с заказчиком, сообщества в социальных сетях для продвижения общих идей, юридическая поддержка и организация коллективных действий в сфере дизайна.

Конечно, в первое время, резонанс от лекций или выступлений или статей как эта будет минимальным. Сознанию потребителя непонятно, зачем что-то менять или начать производить, если можно просто продолжить потреблять — чрезмерно потребить информацию, а потом потребить услуги психолога, чрезмерно потребить еду, а потом потребить фитнес зал или услуги диетолога. В сознании живет модель — потребление лечится другим потреблением. И эта повестка навязана людям извне, она не является естественной и не является логичной. Ведь проще и легче НЕ потреблять яд, чтобы потом НЕ потребить противоядие. Cмена этой модели— трудная и неблагодарная работа, она требует полной отдачи. Наша задача — достучаться до максимального количества думающего, критически мыслящего и прогрессивного сообщества, чтобы через свою трудовую деятельность сменить модель общества. И преобразовать количество думающих в новое качество общества.

Об анализе
и корректировке ТЗ

Помимо фондов, лекций и выступлений, одной из форм борьбы с обществом потребления может быть корректировка ТЗ заказчика. Например, можно доказывать, что вместо рекламы тренажерного зала нужно делать упор на умеренное потребление пищи — это позитивно скажется на бренде фитнес-компании. Использовать стратегию никотиновых корпораций: борьба с последствиями курения и только скрытая, вместо явной, реклама сигарет.

В случае же поступления заказа на «эко-френдли», «спасем планету», «против коррупции» и другие модные повестки следует постараться проанализировать, в чем реальная выгода для клиента и соответствует ли посыл, транслируемый в рекламе, реальной пользе. Так, например, эко-упаковка может оказаться более грязной в производстве, чем пластик, но работать на рост продаж, способствуя не только обогащению заказчика, но и большему загрязнению окружающей среды. Следует избегать подобных заказов или менять их вектор.

О переменах

Может ли отдельный дизайнер или небольшое комьюнити повлиять на мир или общество вокруг себя? Нет. Только если дизайнеры сплотятся в большое сообщество и целенаправленно и осмысленно начнут влиять на общественное сознание. Для этого нужно, чтобы проблема общества потребления обеспокоила всех нас, в том числе сытых и живущих на гранты дизайнеров и художников. В противном случае сужающиеся рынки, рост безработицы, нарастающие противоречия капиталистической системы и кризисы рано или поздно сделают потребление вовсе невозможным. И тогда общество проснется самостоятельно. Но будет уже поздно.

Константин Новиков —моушн-дизайнер, саунд-дизайнер, преподаватель курсов Моушн-дизайн: от простого к сложному и Моушн-дизайн: продвинутый курс по анимации.

Поделиться
facebook
vk
twitter

Раз в неделю мы присылаем письмо с подборкой новых выпусков Точки зрения