фильм-исследование, созданный влиятельными российскими дизайнерами. Это 33 ответа тем, кто считает, что специфически русского подхода к дизайну не существует, и   попытка выявить особенности и границы национального восприятия красоты.

Это также социальный проект, цель которого состоит в том, чтобы популяризовать хороший дизайн и объяснить его ценность для людей. Цель участников, представителей индустрии, — в попытке самоопределения, которое одновременно является выбором: как с помощью профессии я могу менять мир и насколько полезно или вредно то, что я делаю?

Идея снять такой фильм родилась из опыта Бесед, в которых многие дизайнеры рассуждали о сущности русского дизайна и его месте в мире. Участники — люди, которые создают нашу среду и смыслы.

Проект во многом стал возможен благодаря поддержке аудитории. Мотив краудфайндинговой кампании — не столько сбор средств, сколько желание понять, готовы ли люди из дизайн-сообщества и извне поучаствовать в подобном исследовании. Кампания была запущена с этим лоу-фай трейлером, где сливаются голоса всех участников:

В итоге на этот призыв откликнулись очень многие люди из разных городов, и теперь фильм увидят тысячи зрителей в России и странах, где говорят на русском языке.

«То, что не названо, то и не понято, и не введено в культуру». — в большом интервью инициаторы проекта Наташа Климчук, Оля Морозова и Тим Черный рассказывают о том, почему говорить о русском дизайне важно, как помочь понять общий визуальный уровень и сделать подход к профессии дизайнера осознанным.

Подробнее о том, частью какой общей миссии является киноальманах «33 слова о дизайне», об участниках вошедших и не вошедших, о продюсировании ради смыслов Наташа Климчук рассказала в беседе, записанной Тимом Черным:

Многие недооценивают роль и профессию дизайнера, но во многом потому, что хороший дизайн незаметен. Представляем дизайнеров-участников киноальманаха и некоторые из их проектов, чтобы очертить масштаб влияния их дизайн-продуктов на жизнь людей.«Студия Артемия Лебедева» долгое время была первой, единственной и самой крупной российской дизайн-студией страны. Её, как университет, прошла едва ли не половина заметных дизайнеров страны, от нее отпочковалось множество студий, агентств и компаний. Студия всегда создавала почти всю дизайнерскую повестку в области веб-разработки, задавала тренды и до сих пор тревожит сообщество шумными проектами.

Дизайнер, арт-директор, руководитель междисциплинарной проектной группы «Мастерская», образовательного проекта Campus. В прошлом — арт-директор Esquire, Citizen k, «Cекрет фирмы». Автор хайповых ежедневных тренировок Design Workout в телеграм-канале @barbanel.Графический дизайнер и дизайнер шрифтов в студии Letterhead, а также ее сооснователь. Cовместно с Ильей Рудерманом автор проекта Typoholic.ru, адресованного всем, кто интересуется шрифтом и типографикой. Это проект возник из совместной преподавательской практики и содержит большое количество актуальных ресурсов по теме. Член редколлегии журнала «Шрифт», преподаватель курсов по проектированию шрифта в Bang Bang Education.Художник, типограф, основатель студии графического дизайна Letterhead, которая почти во всех проектах использует шрифты из собственной огромной библиотеки. Автор 10 000 книжных иллюстраций к книгам, 400 шрифтов и 100 логотипов, а также статей и нескольких книг, в их числе — культового и первого исследования о формах знаков современного русского алфавита «Книги про буквы от Аа до Яя».

Графический дизайнер, основатель дизайн-агентства Dilettant, преподаватель и куратор в НИУ ВШЭ. Работал в Logvindesign, Tomatdesign, Sila Sveta. Считает дизайн неопределенной профессией и констатирует потерянность, связанную с переходом от Советского Союза к России. Называет себя дилетантом, потому что самоирония и человечность задают честный диалог с клиентом. Обладатель большого числа международных наград, в их числе Red Dot, Epica Awards, ADCE, Red Apple. Cвободный дизайнер, консультант, проектировщик и преподаватель. С недавнего времени — арт-директор «Такого Театра». Cергей сотрудничал с агентствами Redmadrobot и Nimax, Enromo и Pixelent. Ведет  телеграм-канал о дизайне Moloko++.

Дизайн-группа творческого директора Михаила Губергрица занимается неймингом, айдентикой, упаковкой и брендингом. Создали стиль и упаковки городских кафе «Прайм», «Кофе-хауз», магазинов Dr.Head и Street beat, винного бутика Simple Wine и казино Opera. О себе говорят так: не гонимся за модой и хайпом — видим проблему и пытаемся ее решить.Креативный директор студии Adept Works, режиссер документального фильма Aestetik, арт-директор. Разработал дизайн недели моды «Аврора» и центра Курехина, сотрудничал с Эрмитажем, Русским музеем. Увлечен вопросом о том, как природные условия и контекст влияют на жизнь и творчество.

Бывший креативный директор школы Bang Bang Education. Основатель междисциплинарной команды «Ярость», которая создает сервисы, следуя человекоцентрированному подходу, арт-директор Arrival. В прошлом — руководитель дизайн-команд в компании AIC, в том числе на проекте Gov.Design. Любит русский язык и заботится о роли текста, тональности, диалоге.

Графический дизайнер в «Студии Артемия Лебедева» и один из основателей проектной группы Sila в прошлом. Cейчас — дизайнер продукта в Readymag. Это инструмент, который позволяет создавать красивые интерактивные проекты в вебе без программирования. Следует принципу необходимого минимума в покупке любых вещей, таким образом поддерживая циркуляцию только важных дизайн-продуктов.Дизайн-студия «Щука» — авторы айдентики модного бара «На чили», дерзкого логотипа Чемпионат мира по шахматам 2018, стиля секс-приложения Pure, постеров «Британки», стиля журнала «Московское наследие» — ответственны за стиль повседневных практик московской интеллигенции.

Заместитель директора по дизайну в Mail.Ru Group, а до недавнего времени — директор департамента дизайна в Rambler&Co. Мыслит дизайн как способ упорядочить мир и сделать его лучше. Создание цифрового продукта с заботой об этических аспектах, сбор мусора и волонтерство с целью помочь тем, кто нуждается — равно дизайн.

Основатель агентства ONY, которое запускает, обновляет и продвигает бренды и инновационные продукты. Победители Cannes lions, Awwwards, The FWA и обладатели более 60 мировых и локальных премий. Проекты: Третьяковская галерея, ребрендинг Rambler&Co, видео для открытия нового здания Музея «Гараж» и документальный интерактивный фильм Norilskfilm. Творческие амбиции — архитектура и кино.

Дизайнер, медиа-художник, поэт, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, в прошлом — арт-директор «Студия Артемия Лебедева», призёр Каннского фестиваля (2001). Приверженец национального нигилизма в том смысле, что национальная идентичность ничего не значит для него лично, но не отрицает роль национального темперамента и революционное стремление славян.

Дизайнер-график и дизайнер шрифтов, выпускник Королевской академии искусств в Гааге. Один из основателей студии шрифтового дизайна Cstm fonts и проекта Type.Today, в прошлом — арт-директор агентства «РИА Новости», исследователь темы «Художественные проблемы идентификации и поиска кириллических шрифтов». Цель его проектов — повысить современную графическую и типографическую культуру.

Арт-директор «Студии Артемия Лебедева», автор дизайна схем московского и питерского метро, вагонной инфосистемы и навигации для московского метро, айдентики сайта tutu.ru, домовых табличек для Москвы, туристического логотипа Санкт-Петербурга, а также легендарной летописи правления Путина в стиле Симпсонов. Егор Жгун преподавал в рамках интенсива по городскому дизайну в Британской Высшей Школе Дизайна. Алексей Ивановский — арт-директор легендарного W-О-S, образца для современных молодежных и контркультурных изданий. Проект исследовал культуру повседневности в России. Алексей принимал участие в проектах «Афиши», «Большого Города», F5, Interni, «Теорий и практик». Основатель стартапа WNDR и сервиса поддержки рутинного творчества w1d1.Основатель рекламного агентства Maclai, разрабатывал концепции для «Первого канала», МКБ, ВЦИОМ, Международного Инвестиционного банка, занимался версткой и оформлением журнальных изданий, в том числе журнала Tumbler, посвященного алкоголю. Сегодня занимается дизайн-сопровождением крымской винодельни Alma Valley и ялтинской пивоварни Amphibia.

Свят работал в дизайн-бюро «Щука» и студии The Bakery. Основной фокус — печатная продукция, айдентика, редакционные материалы и веб-дизайн. Создал оформление многих нон-фикшн книг для Strelka Press и Ad Marginem, плакаты для мероприятий «Гаража», «Винзавода», «Стрелки». Вместе с женой Настей Вишняковой сделал редизайн газеты РБК. Считает, что если современники будут вдохновляться знаковыми российскими дизайнерами, то наша школа дизайна сформируется скорее.

Дизайнер из Киева, в прошлом — ведущий дизайнер «Студии Артемия Лебедева» и сооснователь Sila, креативный директор «Яндекса». Вместе с женой Ксенией арт-директор в фэшн-бренде Ksenia Schnaider. Антон считает, что в России функциональный дизайн доминирует над эстетическим.

Художник-каллиграф, основатель направления «каллиграфутуризм». Покрас Лампас создал собственный алфавит и на его основе пишет работы в стиле каллиграффити в городской среде и интерьерах. Устраивает перформансы, участвует в различных стрит-арт фестивалях и коллаборациях с крупными мировыми брендами.

Арт-директор, дизайнер, сооснователь бренда здоровых продуктов «365 detox» и проектной группы Sila. Сейчас работает как независимый консультант, читает лекции, помогает брендам, агентствам и дизайнерам. Считает, что почти вся деятельность — это дизайн, но на первом месте в иерархии дизайна — создание среды.Креативный директор BBDO Branding, призер конкурсов Cannes Lions, European Design Awards, Red Dot, Epica, The One Show, Pentawards. Исследует вопрос о том, как русский язык формирует визуальный язык, используя в качестве примера: фраза «сделано для красоты» в русском языке означает «сделано плохо».

Design lead в компании Intercom (Дублин), до этого занимал должность директора по дизайну в «Яндексе». Считает, что нужно перестать думать, что есть русский дизайн. Лучше стать частью мирового дизайн сообщества — писать на английском и выступать на международных конференциях, и тогда в перспективе 5-10 лет кто-то со стороны скажет: «Вот это и есть русский дизайн, у этих ребят есть что-то общее».Арт-директор студии Лебедева, сооснователь Timestripe, инструмента для планирования остатка жизни таким образом, чтобы трезво оценивая временный рамки и собственные ресурсы, человек действовал осмысленно и достигал желаемого. В современном мире границы национального дизайна очень размыты и отличие русского дизайна для Cергея пока не находят практического применения.

Ex-директор по дизайну Mail.Ru Group, исследователь алгоритмического дизайна. Удивлен, тем, что многие лидеры мнений игнорируют Vkontakte, в то время, как там очень развито российское дизайн-сообщество. В нашей стране констатирует достойный уровень продуктового дизайна при небольшом бюджете.В данный момент продуктовый дизайнер в Pinterest — любимом сервисе вдохновения для всех творческих людей. Ранее — верстальщик в студии Артемия Лебедева и арт-директор в «Яндексе», создатель фуд-сервиса для иностранцев в китае Haochi и дизайнер многих печатных изданий «Коммерсанта». Сверстал книгу Яна Чихольда «Облик книги» и сделал дизайн школьного энциклопедического словаря русского языка и учебника русского языка таким, что их интересно смотреть и читать. Шрифтовой дизайнер, сооснователь и главный редактор журнала и независимого издательства «Шрифт». Цель проекта — раз­ви­тие профес­сий, свя­зан­ных со словом и обра­зом, а также исследование визу­альной куль­туры, типо­гра­фики и искус­ства шрифта и поддержание профессионального диалога в россии и мире. Информации о кириллице в международном пространстве очень мало — издание переводит все материалы на русский язык.Сооснователь и выпускающий редактор журнала и издательства «Шрифт». Считает, что у русского дизайна есть свое лицо, но оно точно не связано с кириллицей — это самое не русское, что есть русском дизайне, в отличие от леттеринга. Образ макета, созданного при помощи кириллицы, не имеет национальных преимуществ, но имеет технические особенности.

Цифровой художник, графический и промышленный дизайнер. Был ведущим дизайнером в «Студии Артемия Лебедева». Известен сериями футуристических работ, которые обнажают страхи, связанные с техногенным будущим. Также работал в «Объединенной судостроительной корпорации» над дизайном военных кораблей. Основной фокус сегодня — концепт арт.

Groza — студия из пяти человек, выпускников од­но­го кур­са «По­ли­гра­фа». Команда любит издавать и делать книги, оформляет журналы, выставки и культурные мероприятия, работает с музыкантами и художниками. Руководитель студии Александр Васин совместно с Натальей Вельчинской организовывает международный фестиваль «Типомания», посвященный шрифту, типографике, каллиграфии, моушн-дизайну и диджитал-арту, а так же руководит большим количеством образовательных проектов, в числе которых есть проекты для детей.Основатель и креативный директор агентства Slava, которое создает рекламные кампании и видеоролики. Уже успели поработать с Google, Lego, Vichy, Ferrero, Renault, English First и многими другими. Попали в шорт-лист Каннского фестиваля и получили премию Effe 2018.Арт-директор студии Лебедева, член Академии графического дизайна, Московский Союз Художников, Союза Дизайнеров России. Инициатор внедрения знака рубля. Занимается дизайном городской среды и архитектуры. Арт-директор концепций жилых комплексов «Резиденция композиторов», «Резиденция архитекторов» и «Велтон Тауэр», навигации дизайн-завода «Флакон» (победитель Red Dot), навигации, шрифта, логотипа концертного зала и фирменного стиля Парка «Зарядье», преподаватель.

Сергей Томилов — арт-директор «Яндекс.Дзен». Геннадий Лохтин — арт- и креативный директор «Яндекс.Еда». Данила Ковчий — дизайнер интерфейсов. Миссия всех продуктов и сервисов «Яндекса» — помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни. В основе — знанием окружающего мира и пониманием потребностей человека.

Состоялась 12 октября в рамках фестиваля Beat Weekend в главном кинотеатре страны «Октябрь», а с 28 ноября при поддержке Beat Film Festival фильм выходит в прокат в более чем 25 городах. Он будет показан в сетях «Каро», «Синема Парк» и во многих других киноцентрах и культурных площадках. Здесь опубликовано расписание сеансов и информация о дополнительной программе — часть показов откроют лекции и дискуссии с участниками фильма, дизайнерами, критиками.

Поделиться